Программа формирования доступной среды для инвалидов. Проекты и мероприятия запланированные в 2019 году по организации доступной среды инвалидам. Параметры и задачи ФЦП "Доступная среда для инвалидов". Подпрограммы ФЦП "Доступная среда". Реализация программы для детей-инвалидов. Промежуточные итоги.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти. В 2019 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2019 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.
В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Порядок реализации

Реабилитация инвалидов – это не просто актуальная проблема для общества, но и приоритетное направление государственной политики.

Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.

В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).

Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:

  • доступность;
  • безопасность;
  • комфортность;
  • информативность.

Что дает программа «Доступная среда» детям с инвалидностью

На помощь и содействие детям в получении образования и дальнейшем трудоустройстве нацелена программа сопровождения молодых людей с инвалидностью. При этом огромное значение имеет процесс инклюзии, то есть реального внедрения людей с нарушениями в общество, здоровый коллектив.

В идеале инклюзия должна начинаться с детского сада. Причем выигрывают от этого как дети с инвалидностью, так и нейротипичные (то есть нормальные) ребята.

Дети с нарушениями тянутся за остальными, пытаются подражать им, процесс обучения и социализации происходит более активно и эффективно. Обычные же малыши, как отмечают специалисты, становятся добрее и заботливее, учатся мыслить без барьеров, нормально общаться и дружить с особыми детьми, не навешивая на них обидные ярлыки.

Естественно, что доступная среда в ДОУ для детей-инвалидов должна быть организована очень тщательно. Это:

  • особые методики обучения и воспитания;
  • предоставление специально-обученных тьюторов, личных ассистентов для детей с инвалидностью;
  • техническое обустройство всех помещений здания и подходов к нему.

Для более наглядного представления данных о количестве детей с нарушениями, обучающихся в садике или школе, их особенностях и технических возможностях предоставления им безбарьерного пространства составляется дорожная карта по доступной среде для инвалидов в школе или детском саду. Здесь также должны быть намечены мероприятия по оптимизации доступности среды для МГН с указанием точных сроков их выполнения.

Сферы жизнедеятельности

Фото 2
В первую очередь преобразования коснутся внешнего вида городов – начиная с пресловутого пандуса и заканчивая новым универсальным дизайном, позволяющим слепому или глухому человеку ориентироваться на улице наравне с обычным прохожим.

Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.

«Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.

Особенности организации повсеместного доступа для инвалидов

Пространство без барьеров направлено на то, чтобы человек с ограниченными возможностями не чувствовал себя неполноценным, ущемленным в правах и получении различных услуг. Создание доступной среды для инвалидов подразумевает дооборудование уже существующих объектов и проектирование новых с учетом потребностей МГН.

Мероприятия по организации доступной среды в школах

Для создания удобного доступа и комфортного обучения в школах и других образовательных учреждениях для детей с ограничениями физических возможностей предусматривают ряд мероприятий.

Что должна включать доступная среда в школе: оборудование  для инвалидов, безопасный безбарьерный путь к школе, адаптированные для детей с нарушениями слуха и зрения информационные сигналы.

Все помещения в здании школы должны быть приспособлены для ребят с нарушениями: санузлы, классные кабинеты, лестницы, холлы, коридоры, спортивные залы, столовые, раздевалки, библиотеки. Для этого  используются разнообразные приспособления и современные технические устройства:

  • пандусы;
  • подъемники – вертикальные, наклонные, лестничные;
  • рампы и аппарели (складные или откидные для экономии пространства);
  • тактильная плитка;
  • картинки по программе “Доступная среда” для инвалидов (тактильные пиктограммы, на которых рельефно обозначены особенно значимые объекты инфраструктуры: лифт, туалет, гардероб, эскалатор, вход / выход из помещения и другие; как правило, представляют собой черные рисунки и символы на ярко-желтом фоне);
  • специальные поручни;
  • системы вызова для инвалидов (кнопки);
  • звуковые и световые маячки;
  • тактильные табло, пиктограммы;
  • индукционные системы для школьников с нарушениями слуха.

В каждом учреждении должен быть разработан план или дорожная карта по доступной среде для инвалидов в сфере образования. В этом документе прописывается поэтапное осуществление реорганизации объекта, направленное на создание комфортных условий для обучения детей с особыми потребностями. Утверждается план директором школы, за выполнение каждого этапа назначается ответственное лицо из сотрудников учреждения.

Оснащение объектов транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов

Транспорт – важнейшая составляющая жизнедеятельности граждан, благодаря которой осуществляется связь между местом проживания и остальными объектами социальной инфраструктуры города. Для полноценного внедрения МГН в общество любые транспортные средства (ТС) должны стать безбарьерными и приспособленными к обслуживанию этой группы населения.

Чтобы проконтролировать проводимые в этом плане мероприятия и сроки их выполнения, Законом предусмотрено, что у каждой негосударственной организации должна быть карта доступности объектов РФ по программе “Доступная среда” для инвалидов. В этот документ включают все планируемые этапы по реорганизации ТС для доступа инвалидов. Из оснащения и оборудования, объекты транспортной и социальной инфраструктур должны дополняться следующими элементами:

  • звуковые сигналы у светофоров;
  • указатели в местах, где идет строительство;
  • пандусы и поручни у лестниц;
  • пологие спуски у тротуаров;
  • знаки для инвалидов по программе “Доступная среда”;
  • (тактильные знаки доступности для разных категорий инвалидов: по слуху, по зрению, для колясочников, и всех групп вместе; размещаются при входе в здания или помещения, приспособленные для людей с ограниченными возможностями; а также пиктограммы в сочетании с системой Брайля для ориентирования МГН: ограничение ширины проходов, лестница, пути эвакуации, неровная дорога, выступы и так далее);
  • рампы, аппарели, подъемные устройства в автобусах;
  • специальные места в транспорте для колясочников с креплениями;
  • обустройство адаптированной тротуарно-тропиночной сети без барьеров;
  • выделение парковочных мест для инвалидов на стоянках.

Работники на объектах транспорта, обслуживающий персонал в различных общественных организациях должны иметь памятки по оказанию помощи инвалидам и следовать им.

Ключевые моменты при организации доступной среды

Кнопка вызова – это одно из важнейших устройств, предназначенных для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно посетить любое общественное заведение – театр, кинотеатр, библиотеку, музей, вокзал, аэропорт, больницу или образовательное учреждение, – вызвав для этого кого-либо из персонала.

Кнопка устанавливается снаружи здания, на высоте 85–100 см от пола таким образом, чтобы инвалид-колясочник мог свободно до нее добраться. Рядом с кнопкой размещают стандартную наклейку «Инвалид». Устройство вызова снабжают камерой, картинка с которой выводится на табло охранного поста

Конкретные мероприятия и советы по организации безбарьерного пространства для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов слуха и зрения описывают методические рекомендации по доступной среде для инвалидов, разработанные Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 2012 году. В случаях нарушения требований либо уклонения от обеспечения доступной среды инвалидам юридические и физические лица подлежат административной ответственности. Штраф должностных лиц составит 2-3 тысячи рублей, юрлиц – 20-30 тысяч рублей.

Продумывая организацию доступной среды на объекте, важно не просто ограничиться установкой перил и пандусов для колясочников, но и учесть требования других групп инвалидов. В частности, доступная среда для инвалидов по зрению подразумевает оборудование зданий специальными информационными элементами, понятными для слепых граждан.

Для обозначения входов и выходов из зданий согласно ГОСТу на полу обустраивают тактильные плиты (или специальные ковры) с особым рифлением, проемы оснащают звуковым маячком, дверные ручки должны обеспечивать легкое открывание дверей, ступени – быть закрытыми, а поручни – беспрерывными и максимально удобными для обхвата кистью.

В обязательном порядке план обустройства объекта оборудованием для комфортного передвижения инвалидов, другими словами, паспорт по программе “Доступной среды” для инвалидов должен быть в наличии на объектах:

  • медицинские учреждения;
  • магазины с индивидуальным обслуживанием клиентов;
  • сервисы по оказанию услуг инвалидам.

Данный документ выступает своеобразным гарантом того, что владелец обязуется оснастить объект оборудованием для доступа инвалидов. Выдается паспорт только после того, как объект пройдет проверку специализированными государственными органами.

Если заведение предоставляет услуги инвалидам, но паспорт доступности у него отсутствует, на владельца будет наложен штраф

Фото 2

Что сделано к 2019 году, планы и текущее финансирование программы

Реализации Программы «Доступная среда» в России уделяется немало внимания и средств. Так, в 2019 году на выполнение запланированных нею мероприятий выделено на 10 млн. рублей больше, чем в предыдущем. Эта цифра составила 90 млн. рублей.

Проект “Доступная среда” для инвалидов в 2019 году имеет успешно реализованные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:

  • предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, оснащены всем необходимым и нормально функционируют;
  • возросло число центров по реабилитации инвалидов по стране;
  • в больших и малых городах организованы светофоры со звуковыми маячками, табличками и указателями для слабо- или невидящих граждан;
  • обустроены для инвалидов-колясочников платформы московского метрополитена;
  • активно внедряется звуковое оповещение в объектах общественного транспорта;
  • все чаще строятся здания, учитывающие требования инвалидов на колясках, а в Улан-Удэ подобным образом спроектирован целый жилой квартал.

В 2019 году уже внесены изменения о совершенствовании некоторых критериев медико-социальной экспертизы для инвалидов, и оптимизации условий выдачи субсидий для этой категории граждан. Продолжается работа по инклюзии во всех областях и сферах общественной жизни.

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от .

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от  № 1365;
  • Постановление от  № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации.Скачать для просмотра и печати

Распоряжение Правительства РФ от г.

Распоряжение Правительства РФ №1365-Р

Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от г.

Законы и нормативы по Программе «Доступная среда» для инвалидов в России

Программа «Доступная среда» в России стартовала в 2012 году, после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно документу, люди с ограниченными возможностями – это самостоятельные, независимые личности, которые имеют право всесторонне участвовать во всех сферах жизни общества. Государство же обязано обеспечить доступность окружающей среды для инвалидов наравне с другими гражданами, комфортный доступ к транспорту, всем возможным объектам и услугам, что и является основной целью Конвенции.

Последовательность и детали формирования беспрепятственного доступа инвалидам к объектам физического окружения, транспорту, связи, информации описаны в ФЗ о программе “Доступная среда” для инвалидов (Федеральный закон № 181-Ф3 от ). Сама программа на 2011–2015 годы была утверждена Правительством России в Постановлении № 175 от , затем продлена до 2020 года (Постановление № 1297 от ). В январе 2019 года было решено продлить госпрограмму до 2025 года.

Обустройство зданий, сооружений, помещений, путей движения, общественного транспорта, бассейнов и спортивных площадок для людей с особыми потребностями имеет свои тонкости. Особое внимание должно уделяться безопасности конструкций и качеству материалов. При проектировании обязательно необходимо учитывать соответствующие нормативные документы по программе “Доступная среда” для инвалидов:

  1. Своды правил (СП), касающиеся доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН). Номера СП: , , , 35-101-2001, 35-102-2001, 35-103-2001, 35-104-2001, 35-105-2002, 30-102-99, 31-102-99, 31-113-2004.
  2. Государственные стандарты (ГОСТ) устанавливают требования безопасности и доступности к подъемным платформам, указателям, опорным устройствам, светофорам, средствам общественного транспорта для различных групп инвалидов. Номера ГОСТов: 55555-2013, Р 51261-99, Р 52875-2007, 56305-2014, Р ИСО 23600-2013, Р 52131-2003, Р 51671-2015, Р 51671-2000, Р 56421-2015, Р 56832-2015.
  3. Правила безопасности (ПБ): ПБ 10-403-01 – о безопасной эксплуатации подъемных платформ в жилых, общественных, промышленных зданиях для инвалидов.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2019 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Фото 3

Срок продления госпрограммы «Доступная среда»

Несмотря на то, что государственная программа для инвалидов “Доступная среда” не планируется как бессрочная и имеет запланированные сроки выполнения всех мероприятий, Президентом России было принято решение продлить ее действие сначала до 2020 года, а в феврале 2019 года – до 2025 года. Вместе с тем рекомендовано интенсифицировать выполнение намеченных этапов.

Об эффективности реализации «Доступной среды» позволяют судить определенные изначально показатели (или индикаторы). Например, доля доступных для инвалидов объектов, доля инвалидов, положительно оценивающих происходящие изменения, доля детей с инвалидностью, получающих качественное образование, и так далее

Сравнивая реальные проценты по данным показателям с запланированными, можно судить об уровне выполненности тех или иных задач.

Предназначение программы

Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.

Задачами государственной программы являются:

  • разработка новейших технологий для инвалидов;
  • оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
  • обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
  • повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
  • как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
  • создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
  • внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.

Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.

Вопросы и ответы

Доброго времени суток! Недавно у меня прошла проверка из прокуратуры по соблюдению прав инвалидов. Помещение под парикмахерскую арендую у Комитета по управлению муниципальной собственностью. В договоре оговаривается, что все ремонты того помещения (29,9 кв.м.), включая капитальный, выполняются мной самостоятельно. Помимо всего этого у меня общее крыльцо и фойе с продуктовым магазином, который находится в собственности у ип. Вправе ли прокуратура обязать меня строить пандус, если я не являюсь собственником помещения? Как мне быть? Работаю уже 12 лет, инвалиды НИКОГДА не обслуживались, т.к. парикмахерская не эконом-класса. Помогите, пожалуйста.

Эксперт:

Все верно, если даже Вы не собственник помещения, а арендатор, Вы все равно должны исполнять предписания прокуратуры, МЧС и тд и тп… но опять же, исключительно в пределах арендуемого объекта… пандус так же Вы арендуете, что говорит договор аренды?

«Работаю уже 12 лет, инвалиды НИКОГДА не обслуживались, т.к. парикмахерская не эконом-класса. „

А Вы думаете, что абсолютно все инвалиды это нищие попрашайки? Ваша позиция мне ясна...

Эксперт:

В силу ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» 

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
… В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Плюс есть техническая норма:

ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ СНиП 35-01-2001 

Во всех этих нормативных актах сказано, что любые организации, осуществляющие коммерческую деятельность в сфере услуг населения, обязаны предпринимать все меры для обеспечения к ним доступа маломобильных груп населения.

Поэтому я бы Вам советовал (раз крыльцо общее) договариваться с магазином и вместе делать пандус, иначе ч.4 или 3 ст.14.1 КоАП будут постоянно. 

Эксперт:

Ольга.

Вправе ли прокуратура обязать меня строить пандус, если я не являюсь собственником помещения?

К вашему сожалению, но да, прокуратура вправе обязать вас строить пандус, но не только вас одну, а еще и ИП являющегося владельцем соседнего магазина.

Судебная практика подтверждает что такая обязанность возникает не у собственников а арендаторов (посмотрите например вот это решение www.gcourts.ru/case/4058888). При этом суды обращают внимание на цель использования помещения. Так как у вас парихмахерская, вы должны обслуживать всех кто к вам обратиться, и инвалидов в том числе. То что инвалиды никогда не обслуживались не будет являться аргументом. 

Как мне быть?

Исполнять требование прокуратыры. При этом попробуйте решить вопрос с собственником арендуемого помещения, может он будет согласен оплатить установку пандуса. При этом, учитывая что крыльцо и фойе — общее, все затраты должны быть поделены между вами и соседним магазином. Требование прокуратуры должно быть направлено как вам, так и магазину.

С уважением!

Эксперт:

Мне видится ситуация таким образом. Прокуратура обязать Вас что-то строить не может. Она может привлечь Вас к административной ответственности, я думаю по статье 17.7. Невыполнение законных требований прокурора.

При привлечении к ответственности Вы можете с ними поспорить в части соблюдения норм Гражданского кодекса об общей долевой собственности, о том что все собственники должны принимать решение о строительстве пандуса. Но скорее всего Вас таки привлекут к ответственности.

В свою очередь Вам нужно направить письма другим предпринимателям с предложением о строительстве пандуса, — это как минимум может нивелировать вашу вину при привлечении к ответственности в следующий раз.

Ну и потребовать от собственника дать разрешение на строительство такого пандуса. В этом случае все затраты должны лечь на его плечи. 

Иначе, Вам необходимо поискать другое помещение для аренды.

Эксперт:

Обжалуйте решение прокуратуры в суд и в процессе разбирательства докажите и обоснуйте свою позицию. Привлеките к участию в деле местное (региональное) объединение инвалидов.

Для реализации программы «Доступная среда» в торговом комплексе необходимо установить пассажирский лифт для маломобильных групп населения.

Здание 3-х этажное площадью 7500 кв.м.. Каркас здания состоит из железобетонных колонн(400*400), железобетонных ригелей, железобетонных плит перекрытий. Наружные стены выполнены из кирпича толщиной 640 мм.

Для установки лифта необходимо:

-демонтировать опирающиеся на несущие ригеля каркаса здания два участка перекрытия размером 3000*5850 между первым и вторым, вторым и третьим этажами;

-в образовавшийся проём установить лифт на независимом металлическом каркасе, с установкой на собственную фундаментную железобетонную плиту без передачи нагрузки на конструктив здания;

-оставшиеся после монтажа незаполненные проёмы между каркасом лифта и краем пола заполнить монолитным железобетоном.

Для проектирования работ будет привлечена проектная организация – член СРО, которая на основании Свидетельства о допуске к проектным работам и работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений выполнит следующие работы:

-обследование строительных конструкций здания;

-выполнение проекта демонтажа участков перекрытий и монтажа каркаса для установки лифта.

По завершении работ, которые будут проводиться организацией, имеющей допуск(СРО) к производству строительных работ, будет представлена полный комплект исполнительной документации, предусмотренной действующим законодательством.

Для выполнения работ планируется привлечь три компании, имеющие необходимые лицензии и членство в СРО:

1. Проектная организация.

2. Строительная организация для выполнения строительно-монтажной части работ (демонтаж участков перекрытия и монтаж каркаса шахты лифта).

3.Лифто-монтажная компания для поставки, монтажа лифта и сдачи его соответствующим контролирующим органам для дальнейшей эксплуатации.

В соответствии со статьёй 17(пункт 4) Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство НЕ ТРЕБУЕТСЯ в случае изменения объектов капитального строительства и(или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Мы(заказчик, проектировщик и строители) считаем, что в нашем случае установка лифта не затрагивает никакие характеристики надёжности и безопасности здания, а также изменения не превышают разрешённых параметров(после демонтажа плит снижается нагрузка на фундамент здания , отсутствует опирание шахты лифта на каркас здания, металлокаркас шахты лифта устанавливается на собственную фундаментную независимую плиту, площадь и объём здания не изменяется и т.п..). Лифт конструктивно не будет «завязан» со зданием. В нашем случае имеет место перепланировка, но не реконструкция здания.

Но не являясь специалистом в правильном трактовании Градостроительного кодекса, у меня есть сомнения относительно нашей позиции и поэтому хотелось бы получить официальное подтверждение её, тем более, что на установку лифта потребуется огромная сумма денег.

После выполнение вышеперечисленных работ с Вашей точки зрения достаточно ли наличие проектной и исполнительной документации от проектировщиков и строителей для подтверждения факта соблюдения требований Градостроительного кодекса? А точнее, прошу дать ответ на конкретный вопрос:

Для выполнения вышеперечисленных работ нужно ли получать какое-то разрешение на

строительство(реконструкцию) ?

Эксперт:

  Николай.

Считаю, что у Вас имеет место быть реконструкция нежилого помещения, которая требует получения разрешения на реконструкцию.

Это следует из определения реконструкции в Градостроительном кодексе.

У Вас изменяются используемые объемы здания.

Градостроительный кодекс

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
 
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка,перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Хотя есть судебная практика говорящая об обратном.

http://sudact.ru/regular/doc/s...

Поищу еще практику, позднее выложу.

С уважением!   Г.А.  Кураев

Эксперт:

Николай.

Если будет произведен демонтаж, а также изменятся технические характеристики помещения, разрешение на реконструкцию необходимо получить, т.е. если уполномоченный орган установит факт изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, относительно изначальных конструктивных  характеристик надежности и безопасности здания, возможно признание реконструкции незаконной и привлечение к административной ответственности по статье 9.5 КоАП РФ:

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Поэтому целесообразнее, чтобы помимо прочих условий  проектная организация – член СРО, также дала соответствующее заключение о том, что указанные факты отсутствуют, а значит в таком случае не нужно будет получать и разрешение на реконструкцию.

Т.е. необходимо соответствующее экспертное заключение, подтверждающее отсутствие оснований для получения такого рода разрешения, без него не исключены в дальнейшем разбирательства со стройнадзором.

Вот положительный пример для ООО при таком разбирательстве, по ссылке:http://www.resheniya-sudov.ru/...

При этом также должны учитываться требования ГОСТ:

ГОСТ 5746-2015 

http://docs.cntd.ru/document/1...

Если же соответствующих оснований не будет, необходимо обратиться в уполномоченный орган по вопросу получения соответствующего разрешения на реконструкцию.

Если речь идет о г. Егорьевске Московской области, то согласно административному регламенту утвержденному постановлением администрации от  30.01.2012г.      N220:

1.1. Настоящий Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию (далее — Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для получения муниципальной услуги.

http://egoradmin.ru/docs/searc...

Полный текст административного регламента прилагаю в файле.

Эксперт:

Николай!

Присоединяюсь к позиции коллег и тоже считаю, что данные работы будут являться реконструкцией.

Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Возможно установка лифта и не повлияет на несущую способность и эксплуатационную надежность конструктивных элементов здания в целом, однако масштабность и сложность внутренних работ по демонтажу участков перекрытий и создание шахт с установкой лифтов, особенно, если они будут иметь выходы на каждый этаж, не может не затронуть конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, и, следовательно, будет являться реконструкцией.

Судебная практика, подтверждающая данный вывод:

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.10.2011 № 33-15588/11https://www.glavbukh.ru/npd/ed...


Источники

Использованные источники информации.

  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/dostupnaya-sreda.html
  • https://reabilitilog.ru/pravovye-aspekty/prava-lgoty-garantii/dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий