Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания используется достаточно часто. Такая мера назначается исключительно судьей. В статье рассказывается, как назначается и исполняется такое наказание, а также какие учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Дисквалификация - это один из видов наказания, который входит в систему мер, предусмотренных нормами административного права. При каких условиях применяется данный вид наказания, к каким лицам и на какие сроки? Об этом поговорим далее в статье более подробно. 

Содержание

Общее понятие

Дисквалификация - вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.

Такое понятие может быть применено в сфере здравоохранения, в отношении лиц, которые ведут медицинскую деятельность или занимаются производством, реализацией фармацевтических препаратов.

Большое внимание названному административному наказанию уделяется в сфере спорта. На основании законодательства, дисквалификация - это понятие, которое может быть применено к действиям в отношении лица, которое тренирует спортсменов, а также тех, кто поставляет для них медицинское обеспечение.

Такая мера наказания может быть назначена за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей.

Как исполняется

Правила исполнения данного вида санкций зафиксированы в ст. КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые связаны с реализацией наказания в виде дисквалификации:

  • судебный акт подлежит немедленному исполнению после вступления в силу – трудовой договор или контракт подлежит расторжению в одностороннем порядке;
  • сведения о дисквалифицированном лице полежат включению в специальный реестр – сведения из указанной базы данных должен запрашивать работодатель при приеме на работу специалистов (правило о запросе информации из реестра распространяется только в отношении специального перечня должностей и видов деятельности).
Исполнить судебный акт с назначенной дисквалификацией должен сам правонарушитель – это правило прямо указано в ст. КоАП РФ.

Копия постановления также направляется приставам сразу после вступления документа в силу.

Если гражданин уклоняется от исполнения наказания (не передает работодателю судебное постановление, либо скрывает этот факт), принудительная реализация происходит через службу ФССП. В этом случае может последовать дополнительная ответственность за неисполнение административного наказания (виновному лицу грозит штраф или арест). О факте расторжения трудового договора или контракта должен быть уведомлен суд.

Вынесение постановлений о применении дисквалификации

Но обсуждаемая мера пресечения может быть избрана судом лишь в том случае, если с момента совершения правонарушения до процесса разбирательства в деле по существу не прошло более одного года. А в том случае, если имеет место длящееся правонарушение, то решение должно быть принято в течение такого же периода, но только с момента обнаружения факта совершения проступка.

После того как решение о дисквалификации лица вступит в свою законную силу, наказанное лицо в обязательном порядке вносится в специальный реестр таковых. Этот перечень является индивидуальным для каждого города и доступным для обозрения. Ведется он органами исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ.

В реестр в обязательном порядке вносятся личные данные дисквалифицированного работника, данные организации, в которой он было подвергнут наказанию такого типа, а также его должность. Кроме этого, в данном перечне имеются данные и относительно лица, которое вынесло приговор (судьи). В тот момент, когда истекает срок действия меры пресечения, из реестра удаляются все данные, связанные с нарушителем. То же самое производится в том случае, когда принимается постановление об отмене данной меры наказания.

Отягчающие обстоятельства

Отягчающие обстоятельства

Помимо смягчающих обстоятельств, положительно влияющих на окончательный приговор, судья также может учесть и отягчающие обстоятельства виновного, приводящие к увеличению срока длительности его дисквалификации. Происходит это в следующих случаях:

  • Должностное лицо, совершившее преступление, не впервые привлекается по данной административной статье (на практике, за повторное привлечение по одной, и той же статье, судья чаще выносит виновному наиболее строгий приговор о дисквалификации);
  • Виновный неоднократно игнорировал замечания, касательно злоупотребления полномочиями, или злостного неповиновения (также, как и при повторном привлечении виновного по одной статье, за игнорирование замечаний полагается существенное увеличение длительности дисквалификации);
  • Должностное лицо совершило неправомерное деяние, на фоне возникшей глобальной, или локальной катастрофы. (как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда сотрудники местных органов самоуправления наживаются на стихийном бедствии за счет растраты выделенного государством бюджета на собственные нужды)


При вышеперечисленных отягчающих обстоятельствах, как правило, суд назначает виновному максимальный срок дисквалификации. Однако в случаях, когда виновное лицо раскаивается в содеянном, или же возмещает причиненный им ущерб, срок длительности наказания может быть несколько снижен.

Фото 1

На какой срок применяется наказание?

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет. Это прописывается в ст. КоАП. Точная длительность данного процесса определяется только судом. Дисквалификация устанавливается на срок, который считается оптимальным для судьи. Он должен изучить все обстоятельства выявленного правонарушения, а также учесть смягчающие или отягчающие факторы.

Срок исковой давности по таким делам составляет один год с момента совершения выявленного правонарушения. Если обнаруживается длящееся правонарушение, то срок давности представлен годом с момента его обнаружения.

Может ли применяться дисквалификация по отношению к юридическим лицам

Согласно действующему законодательству РФ, такого понятия как дисквалификация юридического лица в КоАП не существует. Однако для владельцев предприятий и организаций может применяться другая мера наказания, включающая в себя аналогичные ограничения. И называется она приостановление деятельности.


Как и дисквалификация, данное наказание лишает юридическое лицо прав на дальнейшую деятельность в той сфере, в которой было совершено нарушение. Но в отличии от дисквалификации приостановление деятельности назначается на срок до 90 дней, в течении которых юридическое лицо должно будет устранить все выявленные нарушения.
Если же за отведенный период предприниматель не сможет устранить нарушения, то по его делу будет проводиться повторное судебное разбирательство, по решению которого на штрафное предприятие может быть направлен арбитражный управляющий. На практике такие ситуации возникают достаточно редко. В большинстве случаев юридические лица исполняют судебный приговор.

Что такое дисквалификация?

В административной сфере понятие дисквалификация расценивается как мера наказания, предусматривающая лишение должностных прав лица, пребывающего на службе в муниципальных, или исполнительных органах, а также занимающего место в совете директоров.

При этом, следует подчеркнуть, что для учредителей организаций, а также юридических лиц, владеющих любой формой собственности, подобная мера наказания не применяется.

Из всех возможных административных наказаний, дисквалификация считается крайней инстанцией, которая, чаще всего, вступает в силу при злоупотреблении должностными полномочиями, или злостном невыполнении должностных обязанностей. А особый контроль над физическими лицами наблюдается в следующих сферах деятельности:

  • Здравоохранение (под данную категорию попадают те должностные лица, чья деятельность связана с: производством фармакологических средств, их реализацией, а также оказанием медицинских услуг);
  • Спорт (в сфере спорта дисквалификация может применяться только для лиц, отвечающих за тренировку спортсменов, и работников, занимающихся их медицинским обеспечением).

Сфера деятельности должностного лица, совершившего преступление, играет очень большую роль в установке срока длительности наказания. Поэтому, данный критерий часто учитывают во время судебного разбирательства.

Фото 2

Административное приостановление деятельности

Приостановление деятельности является подвидом дисквалификации. Эта мера применяется исключительно в адрес лиц-предпринимателей, функционирование которых носит недобросовестный характер.

В случае обнаружения фактов недобросовестности, государство в лице судьи имеет право приостановить деятельность юридического лица на срок до 90 дней для того, чтобы разобраться по существу ситуации, а также предоставить виновному лицу возможность устранить ее негативные последствия. В том случае, если все условия будут соблюдены до истечения установленных 90 дней, то деятельность предпринимателя может быть восстановлена досрочно.

Контролирующий орган

Ранее уже было сказано, что дисквалификация, как административное наказание, заключается в лишении должностного лица прав и полномочий, предписанных ему действующим законодательством. Поэтому, подобная мера наказания может устанавливаться для физического лица исключительно в судебном порядке, и только после объективного рассмотрения обстоятельств, при которых было совершено преступление.


При объективном рассмотрении состава преступления, судья может вынести должностному лицу приговор, с учетом отягчающих, или смягчающих обстоятельств. А регулируется вынесение такого приговора действующим законодательством (а именно ст.5 КоАП РФ), которое запрещает судье устанавливать сроки дисквалификации, меньше, или больше предусмотренных. В противном случае должностное лицо, совершившее преступление, может оспорить вынесенный ему приговор в апелляционном суде.
Смягчающие обстоятельства
Как и при рассмотрении любого криминального, или административного нарушения, судья должен учитывать смягчающие обстоятельства обвиняемого, прежде чем принять решение о его дисквалификации. Согласно действующему законодательству, смягчение приговора может наступать лишь в тех случаях, когда:

  • Лицо, совершившее преступление, искренне раскаивается в содеянном (при раскаянии обвиняемого суд может лишь уменьшить срок длительности его дисквалификации, но не отменить ее действие вообще);
  • Виновный полностью, или частично возмещает ущерб, причиненный предприятию (а также его руководителю), или отдельным физическим лицам (при полном возмещении ущерба суд может не только уменьшить срок действия дисквалификации работника, но и вовсе отменить данную меру наказания. Однако, отмена административного наказания должна быть четко обоснована, так как пострадавшие лица (будь то участники ООО, или же третьи лица) оставляют за собой право подать заявление на повторное рассмотрение дела в апелляционном суде).


Кроме двух вышеперечисленных ситуаций существует еще целый ряд смягчающих обстоятельств, способных повлиять на окончательный приговор судьи. Но, как правило, все эти обстоятельства несут личный характер, а их рассмотрение и принятие происходит строго в индивидуальном порядке.

Порядок применения меры

Дисквалификация - это мера пресечения, предусматривающая лишение должностного лица возможности занимать определенные должности, связанные с управлением и ведением муниципального хозяйства. В соответствии с этим, процедура исполнения решения суда, предусматривающего применение такой меры, предполагает расторжение трудового договора предприятия, организации либо учреждения с лицом, которое было признано виновным в совершении правонарушения. В течение всего периода, на который назначена дисквалификация, данное лицо не имеет права занимать руководящие должности в других организациях, а также быть членом совета директоров в компаниях.

КоАП РФ предусматривает возможность досрочного восстановления дисквалифицированного на рабочем месте ранее предусмотренного случая лишь тогда, когда вышестоящий орган согласится вновь заключить трудовой договор с сотрудником-нарушителем. Однако, как показывает практика, такое происходит весьма редко.

Фото 3

Юридические особенности

Дисквалификация может быть применена исключительно к физическому лицу, которое виновно в совершении определенного правонарушения в своей сфере. Причем данное лицо, в соответствии с нормами законодательства, должно быть наделено полномочиями, перечисленными в толковании основного понятия дисквалификации.

Еще одна ее особенность заключается в том, что она может быть применена только в качестве основного вида административного наказания.

За что может быть назначена дисквалификация

Описываемая мера наказания может быть назначена только за отдельный ряд правонарушений. Исчерпывающий список таковых приводится в законодательстве РФ. Примером же их являются следующие:

  • применение незаконных мер для получения кредитных отчетов;
  • продажа товаров, которые не соответствуют стандартам качества;
  • нарушение установленного законодательством порядка образования ценовой политики и др.

Дисквалификация руководителя, кроме того, может быть совершена в том случае, если должностное лицо осуществляет преднамеренное банкротство или какие-либо неправомерные действия в законной процедуре. Как показывает практика, нередко руководители предприятий наказываются дисквалификацией в случае несоблюдения норм и мер, предписанных законодательством о труде и о его охране. В особенности суровой такая мера пресечения будет в том случае, если виновное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за такой поступок - суд, как правило, считает такое обстоятельство отягчающим.

Дисквалификация должностного лица может быть произведена и в том случае, если оно занимается нецелевым использованием бюджетных средств или нарушает условия предоставления субсидий и бюджетных инвестиций.

Большое внимание законодательство обращает на соблюдение должностными лицами предприятий и организаций сроков погашения долгов. При условии нарушения таковых ответственное лицо также может быть дисквалифицировано.

Что это такое

Для определенных должностей и видов деятельности устанавливается особый состав требований и правил, нарушение которых имеет повышенную общественную опасность. Чтобы наказать гражданина или должностное лицо за нарушение указанных правил, а также предотвратить повторные проступки, в 2009 году законодателем была  введена статья КоАП РФ. Дисквалификация, как административная санкция, заключается в следующих правовых последствиях:

  • правонарушитель лишается права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, указанными в судебном акте;
  • выбор должности или вида деятельности, на который распространяется запрет, зависит от характера правонарушения (например, за проступок в сфере государственного управления не может назначаться дисквалификация на занятие частной практикой);
  • запрет реализуется не только путем прекращения трудовых отношений или изменением места работы, но и включением в специальный реестр дисквалифицированных лиц – сведения из указанной базы данных препятствуют нарушения режима санкции.
Дисквалификация может применяться только к физическим лицам, занимающим официальные должности на государственной или муниципальной службе, зарегистрированным в качестве ИП, назначенным руководителем предприятия и т.д. В отношении юридических лиц такая мера воздействия не применяется.

Что относится к отягчающим обстоятельствам?

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания может назначаться даже на срок в три года. Такая длительность выбирается судьей, если действительно имеются какие-либо отягчающие факторы. К ним относятся:

  • виновник игнорировал многочисленные замечания или предупреждения, если ранее он превышал свои полномочия или другими действиями нарушал требования законодательства;
  • гражданин привлекается к ответственности по такой статье повторно;
  • совершаемое правонарушение происходило одновременно с какой-либо катастрофой, которая может быть глобальной или локальной.

Если действительно выявляются вышеуказанные факторы, то это часто приводит к назначению судом самого жесткого наказания, представленного дисквалификацией на срок в три года.

Сроки дисквалификации и порядок исполнения наказания


В соответствии с законодательством, дисквалификация должна иметь строгие временные рамки, по истечению которых виновное лицо вновь получает разрешение заниматься прежней деятельностью. В зависимости от тяжести преступления эти рамки могут варьироваться от 6 месяцев (минимальный срок дисквалификации) до 3 лет (максимальный срок).

Зависит срок такого административного наказания от сферы деятельности виновного, и от ситуации, повлекшей за собой его дисквалификацию.

Такое административное наказание как дисквалификация применяется только для тех физических лиц, которые не являются владельцами организаций и предприятий. Поэтому первой мерой при вынесении такого наказания является расторжение трудового договора между организацией и обвиняемым должностным лицом.
При этом на период дисквалификации виновному лицу запрещается:

  • Занимать руководящие должности на других предприятиях;
  • Состоять в совете директоров;
  • Трудоустраиваться в органы местного самоуправления.


Однако, если дисквалификация устанавливается на срок более полугода, то уволенному должностному лицу разрешается трудоустраиваться на любую работу, не связанную с его предыдущей должностью (а также предусмотренными ею правами и полномочиями), или вышеперечисленными сферами деятельности.

К кому применяется?

Назначение административного наказания считается эффективной мерой воздействия на должностных лиц, которые во время своей деятельности каким-либо образом нарушают требования законодательства. Используется это наказание ко многим людям, замещающим разные должности. К ним относятся:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности, имеющиеся в разных субъектах РФ;
  • должности, предлагающиеся в муниципалитетах;
  • иные лица, которые занимаются организационными, распорядительными, административными или хозяйственными функциями в разных организациях;
  • члены советов директоров;
  • лица, специализирующиеся на частной практике;
  • люди, работающие в медицинской или фармацевтической области.

К вышеуказанным гражданам может применяться мера воздействия, представленная дисквалификацией. Но это возможно исключительно при выявлении административного правонарушения. Люди, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы, могут полностью лишаться возможности в будущем работать в прежней сфере деятельности. Точный срок такого отстранения зависит от решения судьи.

Кем устанавливается

Дисквалификация - это такая мера наказания, которая может быть установлена только в судебном порядке. В процессе принятия соответствующего решения любой судья обязан пользоваться общими правилами и принципами вынесения наказания. В частности, он должен рассмотреть заявленное дело с объективной точки зрения и вынести окончательное решение по существу представленной ситуации.

Кроме этого, избранное наказание обязательно должно быть соразмерным совершенному деянию, а также быть применено исключительно в пределах, установленных статьями законодательства. Это означает, что если в статье КоАП России установлено, что минимальный период дисквалификации равен 6 месяцам, то судья не имеет права установить ее меньший срок - такое решение будет считаться противозаконным.

Кем назначается наказание?

Наказание за административные правонарушения выбирается судьей. Именно он обладает соответствующими функциями, поэтому никакие другие государственные инстанции не могут дисквалифицировать какое-либо должностное лицо.

Назначение административного наказания в виде дисквалификации возможно исключительно при условии, что оно является основным, поэтому не допускается дополнительно применять штрафы или другие меры воздействия на правонарушителя.

Штрафы и предупреждения могут назначаться не только судьей, но и должностными лицами определенных государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Они могут рассматривать только некоторые дела, касающиеся административных правонарушений. Например, к таким организациям относится Роспотребнадзор.

Обстоятельства, смягчающие вину лица при назначении ему дисквалификации

При вынесении своего решения о дисквалификации должностного лица судья может обратить внимание на некоторые обстоятельства, наличие которых способно значительно смягчить вину человека. Примером тому может стать факт раскаяния должностного лица в том, что оно совершило административное правонарушение. Кроме этого, причиной для смягчения наказания или его полной отмены может стать устранение виновным лицом всех негативных последствий, которые повлекло за собой его деяние.

Если виновный возмещает в добровольном порядке весь причиненный ущерб пострадавшим лицам или предприятию, суд также может принять решение об отмене дисквалификации. Предупреждение в этом случае может стать более лояльной ее заменой. В ситуации же, если совершенное деяние повторится, судья имеет полное право вынести решение о применении упомянутого вида наказания, причем в самой суровой форме.

В процессе проведения судебного рассмотрения судья имеет право счесть и другие обстоятельства смягчающими, однако в законодательстве указано, что все они должны иметь четкое обоснование.

Важные факторы

К основным нюансам назначения дисквалификации относятся:

  • обычно такая жесткая мера наказания используется, если выявляется повторное нарушение;
  • нередко она применяется, если должностные лица злоупотребляют своими полномочиями, продают незаконно товары или подделывают документы;
  • используется такое наказание исключительно судом, поэтому никакие другие государственные органы не могут им воспользоваться;
  • сведения о лицах, к которым применяется дисквалификация, заносятся в специальный единый реестр, которым должны пользоваться руководители компаний при найме граждан на руководящие должности.

Если люди, в отношении которых было применено данное наказание, все равно будут трудоустраиваться на руководящие должности, то к ним могут применяться более жесткие меры воздействия.

Используется ли такое наказание к юридическим лицам?

В КоАП отсутствует понятие, связанное с дисквалификацией должностного лица. Поэтому если нарушителем выступает владелец предприятия, то к нему должны использоваться другие меры наказания. Обычно при серьезных нарушениях применяется мера, называемая приостановлением деятельности. Она имеет много общих черт с дисквалификацией, так как на определенный срок прекращается деятельность компании.

Такое наказание по срокам не превышает 90 дней, причем в течение этого времени владелец предприятия обязан устранить все выявленные проблемы и нарушения. Если за это время невозможно привести бизнес в порядок, то проводится повторное заседание суда, по решению которого в компанию направляется арбитражный управляющий.

Как исполняется наказание?

Статьей КоАП устанавливается порядок, на основании которого исполняется вынесенное наказание. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания используется судьями достаточно часто. Для этого выполняются следующие действия:

  • на судебном заседании оцениваются все обстоятельства совершенного правонарушения;
  • должностное лицо признается виновником данного события;
  • составляется постановление, на основании которого человек дисквалифицируется;
  • вступает в силу такой документ с момента издания, поэтому виновник должен сразу покинуть занимаемую должность;
  • для этого прекращается действие трудового договора или другого контракта, составленного между нарушителем и его работодателем.

Дополнительно сведения о директоре ООО или другом должностном лице, признанном виновником, вносится в специальный реестр лиц, которые были дисквалифицированы с занимаемой должности.

Как выполняется процесс?

По КоАП дисквалификация должностного лица применяется только для физлиц, которые являются наемными работниками разных учреждений и компаний. Поэтому процедура заключается в том, что с человеком расторгается трудовой договор. Процесс делится на этапы:

  • выявляется какое-либо серьезное административное правонарушение;
  • в компании проводится расследование, которое может быть внутренним или внешним, причем во втором случае к этой процедуре привлекаются сотрудники правоохранительных органов или частные детективы;
  • собираются доказательства, подтверждающие, что конкретное должностное лицо является виновником определенного нарушения;
  • проводится судебное заседание, на котором рассматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также имеющиеся доказательства;
  • назначается дисквалификация в качестве основного мера наказания, причем ее срок зависит от разных факторов, которые учитываются судьей;
  • с нарушителем расторгается трудовой договор.

В течение назначенного судом срока гражданин не может становиться членом совета директоров, занимать руководящие должности в разных компаниях, а также работать в местных органах самоуправления.

Если срок такого наказания не превышает 6 месяцев, то допускается устраиваться на работу на любую должность, которая не имеет отношения к прошлой работе.

На кого распространяется дисквалификация

В ст. КоАП РФ зафиксированы категории должностей и видов деятельности, по которым может применяться режим дисквалификации:

  • граждане, занимающие должности федеральной, региональной или муниципальной службы;
  • лица, возглавляющие юридическое лицо, либо входящие в коллегиальные органы управления предприятия;
  • субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию государственных или муниципальных услуг;
  • граждане, занятые в сфере проведение экспертизы промбезопасности, оценки пожарного риска, медицинской или фармацевтической деятельности.

Для должностей государственной или муниципальной службы существуют специальные реестры, утверждаемые органами власти. Дисквалификационный запрет распространяется на должности, указанные в таком реестре или перечне. Если в государственном или муниципальном учреждении существует штатная должность, не включенная в указанный реестр, дисквалификация на нее не распространяется.

Какие учитываются смягчающие обстоятельства?

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания считается действенной мерой воздействия на нарушителей. Перед использованием данной меры судья должен оценить все обстоятельства, при которых было совершено то или иное нарушение. Они могут быть смягчающими, что приводит к значительному снижению наказания. К таким обстоятельствам относятся:

  • правонарушитель раскаивается в своих деяниях, причем в таких в случаях нередко уменьшается срок, на который назначается дисквалификация;
  • виновный возмещает ущерб, причиненный компании или частным лицам, причем он может выполнять этот процесс частично или полностью;
  • человек выполнил те или иные действия, не зная, что они являются нарушением законодательства;
  • директор ООО или другое должностное лицо, являющееся нарушителем, впервые привлекается к ответственности по какой-либо статье КоАП, так как обычно самое жесткое наказание назначается при повторных нарушениях;
  • гражданин находился под влиянием мошенников, поэтому неосознанно выполнял действия, которые привели к получению выгоды для этих людей.

Каждый факт должен доказываться официальными документами или показаниями свидетелей. Эти факторы должны учитываться судьей в процессе вынесения приговора. Дисквалификация устанавливается на срок, который соответствует вине должностного лица и последствиям его действий. Нередко за счет наличия смягчающих обстоятельств значительно снижается срок, на который человек теряет право занимать определенную должность.

Вопросы и ответы

Подскажите как быть?! ООО получило лицензию в конце отчетного периода и бухгалтер не сдала нулевой отчет. Лицензионный комитет выписал штраф на юр.лицо! Правомерно ли это ведь вина должностного лица очевидна!? Можно как то обжаловать это решение?

Эксперт:

Ирина!

Можете выложить протокол или постановление об административном правонарушении?

Эксперт:

 

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Эксперт:

Ирина.

Можно как то обжаловать это решение?

Ирина

Обжаловать по тому основанию, что штраф наложен на юр. лицо, а вина в этом должностного лица- не получится.  Бухгалтер действует от имени ООО, поэтому и штраф на ООО. А вообще могут привлечь к ответственности как  юр. лицо, так и должностное лицо. 

ООО   может привлечь бухгалтера к дисциплинарной отвественности  за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Эксперт:

Согласен с коллегой Раулем — несет ответственность как юр лицо, так и должностное. Гос орган может вынести штраф как на оба лица, так и на 1 любое, в зависимости от ситуации.

Обжаловать постановление можно, но не на этом основании. Надо видеть его и остальные материалы адм. Дела. Были ли вы уведомлены как положено, кто и как составлял протокол. На основании чего проводилась такая проверка.

Эксперт:

Сразу возникает вопрос ???? — Согласно
ст.15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах
сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение
административного штрафана должностных лиц в размере от трехсот до пятисот
рублей.

Т.е., коллеги, если речь идет о привлечении по данной статье, то как можно было привлечь юр. лицо, которое в санкции данной статьи вообще не указано ?

Кроме того, надо учитывать, что привлечь к административной ответственности должностное лицо –
директора или бухгалтера можно только в течение двух месяцев с момента, когда
истек срок подачи декларации (п. 1 ст. 4.5
КоАП РФ). Данное нарушение не является длящимся, следовательно, сроки вынесения
постановления по делу об административном правонарушении начинают течь не с
момента обнаружения нарушения, а с момента наступления срока подачи декларации
(п. 14
Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5). Т.е. соблюдение данного 2
–месячного срока с момента нарушения даты представления отчетности тоже надо уточнить.

Эксперт:

Хотелось бы узнать статью КоАП РФ по который привлекли к ответственности, просто не пойму причем здесь бухгалтерская отчетность и работа без лицензии, разная административная ответственность:

    Так, за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лицв размере от трехсот до пятисот рублей (ст. 15.5 КоАП РФ)
    .А за осуществление предпринимательской деятельности предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой ( ст. 14.1 КоАП РФ) — в данном случае выбор лица (должностного или юридического) которое будет привлечено к ответственности предоставлено контролирующему органу на его усмотрение, поэтому по данному основанию оспаривать протокол бесперспективно

На данный момент есть определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном нарушении

Нарушение не соблюдение требований заготовки древесины (недоруб)

Хотелось бы узнать что и чем грозит и как можно этого избежать?

Скан копия определения приложена!

Эксперт:

Олег!

Согласно КоАП РФ в Вашем случае руководителя ООО хотят привлечь к административной ответственности по следующей статье.

Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 8] [Статья 8.25]

1. Нарушение правил заготовки древесины — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вы можете либо пытаться чтобы Вас не привлекли к административной ответственности. Для этого Вам нужно подготовить письменные возражения по тем основаниям, по которым Вас хотят привлечь к ответственности. Если Вы докажете что обвинения не обоснованы, то Вас не привлекут к административной ответственности.

Так же Вы можете просить чтобы Вам назначили минимальный штраф, для этого необходимо ссылаться на смягчающие обстоятельства, которыми являются:

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 4] [Статья 4.2]

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Если указанные обстоятельства имеются Вам могут назначить наименее меньшее наказание (в вашем случае минимальный размер штрафа).

Эксперт:

Олег!

КоАП РФ
Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц
2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Таким образом, перенести административную ответственность с юридического лица на должностное лицо не получится.

По ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ Вам как должностному лицу грозит административный штраф от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей и одновременно Вашему ООО — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Эксперт:


Хотелось бы узнать что и чем грозит и как можно этого избежать?
Олег

Не видя материалов дела, что то говорить не совсем корректно.

Предложения:

1. Прибываете в департамент

2. Подаете(письменно) ходатайство о переносе заседания для подготовки позиции по делу

3. Снимаете фотокопии с материалов дела и выкладываете здесь обезличенно

Только тогда мы что то Вам подскажем. без этого все консультации будут умозрительными. Не думаю, что это то что Вы ищете....

Эксперт:
На данный момент есть определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном нарушении
Олег

А чем вы можете опровергнуть это правонарушение?

протоколы уже видимо составлены на юр лицо- значит будут наказывать именно юр лицо.

могут оштрафовать формально и должностное- запрета нет. но видимо документы под это не готовят.

ну и самое главное — надо смотреть документы- был ли нарушен процесс. что с фактами — и думать — писать какие то возражения или нет, готовиться к чему именно

так же надо смотреть- есть ли смягчающие обстоятельства, первый ли раз вы привлекаетесь к ответственности

Эксперт:

Олег, доброго времени суток!

В соответствии с ч. 1 ст 8.25 КоАП, генеральному директору грозит штраф от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Вам следует присутствовать при рассмотрении материалов дела, возражать. Попробуйте затянуть дело, заявив ходатайство о переносе даты рассмотрения материалов дела (причина — командировка, болезнь).

После вынесения Постановления обжалуйте его в течении 10 суток в порядке ст. 30.1 — 30.9 КоАП РФ.

Эксперт:

Собственно протоколы именно в отношении ген.директора, о чем ясно и понятно указано в начале мотивировочной части выложенного Вами определения.

А Вы не являетесь субъектом малого и среднего предпринимательства, в этом случае есть возможность отделаться предупреждением.

Статья 1.4. КоАП РФ Принцип равенства перед законом
3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
Статья 3.4. Предупреждение

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
— КонсультантПлюс: примечание.
О применении подпункта «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 см. Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ.
— а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в» — «д» настоящего пункта;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ „О науке и государственной научно-технической политике“. Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ „О некоммерческих организациях“;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ „О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий“;
— КонсультантПлюс: примечание.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 265-ФЗ пункт 1 части 1.1 статьи 4 дополняется подпунктом „е“.
— КонсультантПлюс: примечание.
О применении в 2016 году пункта 2 части 1.1 статьи 4 см. Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ.
— 2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
— КонсультантПлюс: примечание.
О применении в 2016 году пункта 3 части 1.1 статьи 4 см. Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ.
— 3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в подпункте „а“ пункта 1 части 1.1 настоящей статьи, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее — вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее — вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте „г“ пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
4.1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица, вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или индивидуальном предпринимателе сохраняются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом условий, установленных пунктами 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, при исключении из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
5. При обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/diskvalifikatsiya-eto-vid-administrativnogo-nakazaniya-diskvalifikatsiya-opredelenie-osobennosti-i-zakon.html
  • https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/nakazanie/diskvalifikaciya/
  • https://lawonline24.ru/publications/chto-takoe-diskvalifikacija/
  • https://businessman.ru/diskvalifikatsiya-doljnostnogo-litsa-kak-vid-administrativnogo-nakazaniya-k-komu-i-za-chto-primenyaetsya.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий