Ответственность родителей за несовершеннолетних детей бывает гражданской, имущественной, административной и уголовной. И зависит от совершенного деяния. Родители несут ответственность за своих детей. Это аксиома, которая не требует доказательств. Но какие виды обязательств за деяния своего чада могут применяться

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Ответственность: обязанности и ценности

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для девочек нет ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться “изнутри”, на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями, то есть любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности - вернее, отсутствие его - в более конкретных случаях:

когда у ребенка в комнате беспорядок, домашние задания сделаны неряшливо, занятия музыкой заброшены, поведение оставляет желать лучшего.

С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, - и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда “велят” сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.

Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все; от нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать “в лоб”. Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.

Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Необходимо рассмотреть следующее: существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике), который помог бы пробуждению у них чувства ответственности? Настоящая глава посвящена ответу на этот вопрос с точки зрения психологии.

Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности. Вот такие утверждения только вредят делу.

Отрицание. На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.

Непризнание. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!

Подавление. Скажешь еще хоть раз: “Ненавижу!” - смотри, не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят.

Приукрашивание. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.

Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить - их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и “отвести” их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Остается вопрос: какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?

Позиция государства

Дети — это продолжение рода. И только от самих родителей будет зависеть то, смогут ли они гордиться своими детьми как носителем фамилии или постоянно оправдывать поведение своего ребенка своим безответственным отношением к его воспитанию. Если опираться на действующее законодательство РФ, то можно проследить некоторую позицию государства по этому вопросу:

  • Статья 38 Конституции РФ гласит, что родители наделены обязанностями перед детьми по их взращиванию и воспитанию.
  • Статья 65 СК РФ гласит, что родители вольны в выборе методах и средствах воспитания своего ребенка.

Если обобщить эти положения, то государство не навязывает родителям определенный стандарт воспитания. Это обусловлено тем, что все дети — это в первую очередь личности, и к каждому ребенку необходим сугубо индивидуальный подход. Но также это не снимает ответственности с нерадивых родителей, когда воспитание не осуществляется должным способом, когда дети вынуждены развиваться самостоятельно вследствие отсутствия воспитания как такового.

Ответственность за несовершеннолетних детей у родителей может быть не только перед своей совестью, но и непосредственно перед государственным и частным имуществом. Могут применяться следующие виды ответственности:

  • Дисциплинарная.
  • Административная.
  • Гражданская.
  • Уголовная.

Все эти виды поручительства за деяния ребенка могут быть применены не только к биологическим родителям, но и к его законным представителям в виде приемных родителей или попечителей. Правда в последнем случае существуют некоторые ограничения, о чем говорит ФЗ — № 48 от 24 апреля 2008 года.

Важная информация: воспитатели, учителя, преподаватели и прочий педагогический персонал за чужого ребенка поручительства не несут, обязательства по возмещению ущерба должны быть применены к юридическому лицу, то есть учреждению, в котором находится ребенок.

Несут ли несовершеннолетние дети ответственность за свои деяния? В данной ситуации ответ также положительный, правда стоит отметить тот факт, что привлечение ребенка к ответственности уголовного или административного характера происходит только с возраста 16 лет. Однако в наиболее критических ситуациях возрастная планка может быть снижена до 14 лет, что регламентируется статьями 20, 105 и 111 УК РФ.

Обязательства за дисциплину должны применяться к ребенку в том случае, если он трудоустроен на официальной основе. А вот гражданский вид обязательств за детей наступает в случаях умышленной или непреднамеренной порчи чужого имущества: выбитое стекло, поцарапанный автомобиль, нанесение ущерба чести и достоинству, украденная вещь и прочие нарушения. В этих случаях родители самостоятельно или по решению суда должны полностью возместить весь причиненный вред. В ситуациях, когда ребенку на момент свершения деяния исполнилось более 14 лет, то он самостоятельно должен возместить причиненный урон, но ежели у ребенка отсутствует официальный источник заработка или имущество, то и тогда официальным представителям придется пройти через все моральные тяготы и лишения, а также нести материальную ответственность за проступки своего проказника. Подобные дела могут быть рассмотрены районным судом, мировой судья не имеет компетенции выносить решения по таким случаям.

Фото 1

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.

И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Кроме того, родители обязаны возместить ущерб, причиненный уголовным преступлением их ребенка, потерпевшей стороне. Это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред.

Друзья и приятели


Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей, и не стремимся оказывать на них какое бы то ни было давление. Однако нередко ребенок приводит в дом друзей, которые кажутся нам отвратительными. Да, может быть, нам не нравятся задиры и хвастуны, трусы и хлюпики, но пока их поведение не задевает нас, взрослых, лучше всего спокойно изучить склонности и привязанности нашего ребенка, прежде чем открыто противостоять его выбору.

С какой меркой следует подходить к выбору друзей нашими детьми?

Друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Ребенку нужно общаться с человеком, противоположным (и как бы дополняющим его самого) по характеру, уму, интересам. Таким образом, замкнутому ребенку нужны более самостоятельные друзья, “маминому сыночку”-более независимые приятели, инфантильному - более зрелый товарищ, трусишке - кто похрабрей. Если ребенок живет в мире фантазий, ему полезно общаться с детьми, имеющими более прозаический взгляд на жизнь. Агрессивный ребенок должен будет сдерживать себя, оказавшись в кругу более спокойных товарищей. Наша задача - ориентировать ребенка на дружбу с теми, кто не похож на него самого.

В некоторых случаях следует запрещать детям дружить, если оба, например, чрезмерно инфантильны, или агрессивны, или замкнуты в себе.

Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает: он несет ответственность за свой выбор, а мы - ответственность за то, что поддерживаем его в этом.

Животные в доме


Если ребенок обещает заботиться о домашних животных, это лишь проявление его хороших намерений, а не доказательство того, что он и в самом деле на это способен. Может быть, ребенку и вправду нужна собака, он хочет иметь ее и полюбит, но только в очень редких случаях он способен ухаживать за ней. Ребенок сам не в состоянии нести ответственность за жизнь животного. Чтобы избежать ненужных упреков и разочарования, следует сразу признать, что уход за собакой ложится в основном на плечи родителей. Ребенку общение с животным, скорее всего, принесет огромную пользу. Он научится нести свою долю забот о нем, но ответственность за жизнь животного и его благополучие всегда остается за взрослыми.

Ответственность: право голоса и право выбора

Фото 3


Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Нужно провести четкую границу между правом голоса и правом выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время помогая ему принять эту неизбежность.

Рассмотрим теперь, по каким конкретным вопросам возникают разногласия между родителями и детьми из-за отсутствия ясной границы между двумя сферами ответственности.

Что это ответственность родителей за несовершеннолетних детей по статье

В соответствии с нормами российского законодательства, ответственность может быть:

  • гражданской;
  • за неисполнение своих прямых обязанностей по воспитанию;
  • административной;
  • и уголовной.

Рассмотрим каждую разновидность по отдельности.

Гражданская по ГК РФ (имущественная)

Уровень гражданской ответственности за противоправные действия несовершеннолетними детьми, напрямую зависит от возрастной категории и иных немаловажных нюансов:

За ненадлежащее воспитание (СК РФ)

Обязанность за надлежащее воспитание несовершеннолетних детей подробно изложена в ст. 63 Семейного Кодекса России.

Процесс воспитания содержит в себе определенный комплекс мероприятий, которые, в первую очередь, направлены на скорейшую адаптацию детей в окружающей среде и общества в частности.

Родители оставляют за собой право самостоятельно выбирать подходы и варианты воспитания, отталкиваясь от конкретной ситуации.

В соответствии со статьей 69 Семейного Кодекса России родителей могут ограничить в своих правах либо вовсе лишить их этой возможности при условии:

  • злостного уклонения от процесса воспитания ребенка;
  • выявленного факта ненадлежащего воспитания;
  • установленного факта злоупотребления имеющимися родительскими правами и обязанностями;
  • наличия факта жестокого обращения.

В последнем случае предусматривается возможность не только лишения родительских прав, но и привлечения к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы на определенный срок, если имеет место быть нанесение тяжких либо средних телесных повреждений.

Административная, согласно нормам КоАП

В случае неисполнения возложенных нормами российского законодательства на родителей и законных представителей ребенка обязанностей (по нормам Семейного Кодекса РФ), их можно привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. КоАП РФ.

В большинстве случаев ответственность возлагается по причине бездействия родителей.

К сведению — дела относительно выявленных фактов административного правонарушения подлежат рассмотрению уполномоченными лицами по делам несовершеннолетних детей, после объединения в соответствующую комиссию.

Дополнительно необходимо обращать внимание на правонарушения одним из родителей либо законным представителем обязательств по выплате алиментов в установленном размере, поскольку это напрямую относится ребенка в соответствии со ст. действующего КоАП РФ.

Видео: как долго родители несут ответственность за своих детей, за их поступки

Указанный нормативный документ считается на территории России относительно новым, поскольку обрел юридической значимости только в 2019 году по результатам проведения реформы в вопросе дискриминации отдельных Положений уголовного законодательства.

В случае уклонения от алиментных выплат в течении нескольких месяц подряд, на недобросовестного родителя применяются нормы уголовного законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Уголовно-правовая (УК РФ)

В случае многократного неисполнения взятых на себя обязательств по перечислению алиментных выплат, недобросовестный родитель привлекается к уголовной ответственности в соответствии со ст. 157 Уголовного Кодекса РФ.

Одним из ключевых условий принято считать наличие получившего юридической значимости наказания в соответствии со ст. Действующего Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, уголовным законодательством предусматривает ответственность и в случае ненадлежащего воспитания ребенка, которое сопровождается с фактами жестокого обращения — в соответствии со ст. 156 Уголовного Кодекса России.

Сам термин жестокого обращения с ребенком может нести под многочисленные расшифровки, в частности:

  • установленный факт избиения ребенка;
  • игнорирование законным представителем ребенка соблюдать требования лечащего врача;
  • отсутствие в доме продуктов питания, без которых невозможно обеспечить достойный уровень поддержки работоспособности организма ребенка и так далее.

Из этого следует, что факт жестокого обращения с несовершеннолетними детьми считается только так называемым квалифицирующим признаком, благодаря которому есть возможности привлечь родителей к уголовной ответственности.

Необходимо обращать внимание на возможность привлечения к уголовной ответственности не только родителей, но и также:

  • педагогический состав;
  • медицинских специалистов;
  • иных лиц, под присмотром которых некое время находился ребенок.

Уголовным законодательством также предусматривается наложение санкций за склонность несовершеннолетнего ребенка к совершению различных преступлений либо же его вовлечение в многочисленные антиобщественные действия.

Ответственность в таком случае также применима не только к родителям и законным представителям, но и третьим лицам, если будет доказан факт их виновности.

В зависимости от конкретных обстоятельств, ответственность может предусматривать и лишение свободы на определенный срок.

Ответственность родителей за поступки детей

Наступление ответственности родителей возможно только при наличии у них вины. Виновным считается такое поведение родителей:

  • Игнорирование своих обязанностей по воспитанию ребенка.
  • Безответственное отношение к своим родительским правам по воспитанию детей.
  • Злоупотребление своим правами в отношении ребенка.
  • Аморальное поведение родителей.
  • Недопустимые методы воспитания.
  • Психологическое и физическое насилие в отношении детей.

Однако в каком бы виде не выражалась вина родителей или усыновителей, ответственность за несовершеннолетних детей они должны понести, если есть причинно-следственная связь между не выполнением родительских обязанностей и незаконным поведением детей по причинению вреда другим гражданам.

Например, сюда могут относиться такие ситуации: родители поощряют хулиганские действия детей, не контролируют детей или вообще не обращают внимания на детей, а также их поступки.

Ответственность за поступки детей должны нести оба родителя. Не освобождается от своих обязанностей родитель, который живет отдельно от своего сына или дочери. Но если он докажет, что его ребенок совершил вред другому лицу по вине того родителя, который проживает с сыном или дочерью и он не имел возможности принимать участие в воспитании ребенка, то его могут освободить от ответственности.

Ответственность за ребенка суд может возложить даже в том случае, если он лишен родительских прав на протяжении 3 лет после лишения прав.

При этом также должна быть доказана связь между неправомерным поведением ребенка и не осуществлением родительских прав.

Домашние задания

Фото 4


С первого же года обучения ребенка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нем. Взрослые не должны надоедать ребенку упреками по поводу домашних заданий. Они не должны следить, как ребенок делает уроки, или проверять потом сделанное, кроме тех случаев, когда дети сами об этом просят. Начни только отец или мать делать с сыном уроки, и бремя этой ответственности ляжет на их плечи навсегда. Домашние задания могут стать в руках детей оружием против родителей. Используя его, они будут мстить, шантажировать, эксплуатировать. Но можно избежать многих бед, если не проявлять интереса к мельчайшим подробностям домашних заданий, а четко подтвердить:

“Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас - наша работа”.

Не стоит переоценивать значение домашних заданий в первые годы учебы. Есть много хороших школ, в которых учащиеся младших классов не получают домашних заданий. Но знания их ничуть не хуже, чем у их шести- и семилетних сверстников, сражающихся с уроками на завтра. Главное значение домашних заданий в том, что они дают ребенку опыт самостоятельной работы. Но для этого нужно, чтобы задания соответствовали способностям ребенка. Тогда он сможет заниматься сам (или же с минимальной помощью “со стороны”). Прямая помощь только заставит ребенка поверить, что сам он полностью беспомощен. Однако косвенная помощь может быть весьма полезной. Например, мы можем проверить, чтобы ребенку никто не мешал заниматься, чтобы у него были нужные книги и удобный стол. Можно также помочь ему выбрать определенные часы для выполнения домашних заданий в разное время года.

Весной и осенью после обеда лучше погулять, пока светит солнце, а потом взяться за уроки. Зимой дни коротки, и сначала ребенок должен сделать уроки, если вечером хочет смотреть телевизор.

Некоторые дети любят заниматься с кем-нибудь из взрослых. Неплохо было бы позволить ребенку иногда заниматься за кухонным или обеденным столом. Не следует делать замечаний, которые могут помешать работе:

“Не сутулься! Застегни рубашку! Не испачкай стол!”

Есть дети, которые любят покусывать карандаш, ерошить волосы, раскачиваться на стуле во время подготовки домашних заданий - это им помогает. Когда мы запрещаем детям так делать, они теряют уверенность, и занятия подвигаются у них медленно.

Не стоит отрывать ребенка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Мы должны оказывать ему общую моральную поддержку, скорее чем поучать и надзирать за ним. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Однако следует избегать таких комментариев, как:

- Если бы ты не отвлекался все время, то уже давно кончил бы делать уроки.

- Если бы ты внимательно слушал учителя, ты бы знал, как ответить на этот вопрос.

Мы должны оказывать помощь избирательно, но с полным сочувствием. Нужно не поучать ребенка, но прежде всего уметь внимательно его выслушать. Мы указываем ему дорогу, но надеемся, что путешественник сам доберется до места назначения.

Отношение родителей к школе и к учителям оказывает влияние и на отношение ребенка к домашним заданиям. Если дома недовольны школой, недооценивают учителя, ребенок рано или поздно сделает соответствующие выводы.

Родители должны поддерживать учителя, особенно в отношении домашних заданий, домашних работ.

Если учитель строг, у родителей есть прекрасная возможность лишний раз посочувствовать ребенку:

- Сколько домашних заданий в этом году!

- Трудно в этом году, да?

- Я вижу, вам много задают.

- Наверное, учитель у вас очень строгий. Сколько он вам задает в этом году!

Важно избежать постоянных препирательств и ссор по поводу домашних заданий:

- Послушай, Саша, тебе придется серьезно заниматься правописанием - каждый день по два часа после обеда, в субботу и воскресенье - тоже. Никакого футбола, никакого телевизора!

— Александр! Мне до смерти надоело напоминать тебе о домашних заданиях. Теперь тобой займется папа! В нашей семье неграмотных не было и не будет!

Угрозы и постоянные напоминания об уроках - обычное “оружие” родителей. Зато так им спокойнее: они уверены, что это помогает поправить дело. А в действительности такие методы приносят только вред. Атмосфера в доме напряженная, настроение у родителей и у детей отвратительное.

Многие способные дети отстают в учебе (как на уроках, так и при выполнении домашних заданий), выражая свой бессознательный протест против родительских чаяний. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном табеле, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивает ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Как заявил один мальчик: “Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся”.

Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление ему, тогда как невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Увы, решение здесь не представляется ни легким, ни быстро достижимым.

Некоторым детям может понадобиться консультация психолога или человека, знакомого с практикой психологии. Недопустимо, чтобы этим занимались сами родители. Наша цель - дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Вопросы и ответы

разъясните мне пожалуйста. Как мне быть в такой ситуации. Снимаем с супругом жилье в городе. Т.к собственное жилье в области , где нет работы и перспективы. У нас три детей.После смерти мамы, мой отец стал жить с нами. Вел нетрезвый образ жизни, последнее время постоянно. Доставляя неудобства детям, в школу не высыпались, а иногда и со школы и мы с работы не могли попасть домой, т.к внутри закрывался и засыпал. Начали говорить ему замечания! В итоге он ушёл от нас, объяснив, что запрещаем ему выпивать, а он сам себе хозяин. Сейчас спустя некоторое время, мне звонит полиция и говорит, что он попал в больницу и я обязана его забрать к себе, его подобрали на дороге. Я ответила , что он ушёл сам, и мне пообещали приехать с телевидением. Т.к жилье съёмное, мы можем с детьми попасть под выселение, из-за такого шума. Мы и так уже из за его пьянства поменяли три квартиры. Подскажите пожалуйста, как мне быть. И какие у меня права? Очень устала.( прописан отец в области в моей квартире, но жить там не хочет)

Эксперт:

Ольга! Дети, конечно, должны заботиться о своих пожилых родителях, но обязанности забрать отца-пьяницу из больницы у вас нет (разве что моральная). Телевидением пугают, чтобы снять с себя обузу. А вы им напомните о вмешательстве в частную жизнь, которое недопустимо.

Хотя непонятно, почему это полиция у нас такая сердобольная стала. Никаких разговоров с «полицией» по телефону не ведите, говорите — все вызовы и разговоры только по повестке.

Отвечайте, что отец имеет место жительства по адресу регистрации, пусть туда и отправляется. Не хочет жить там, пусть сам снимает себе жилье, вы этого делать не обязаны.

Конечно, если отец пенсионер и болен (не только алкогольной зависимостью), он может обратиться в суд для взыскания с вас алиментов. Однако, в вашей ситуации — съемное жилье, трое детей, вряд ли можно назвать вас материально благополучной саму.

Но даже и в этом случае вы не обязаны проживать с отцом совместно, особенно, когда у него есть, где жить.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.
5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.
Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.
ст. 87, «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) {КонсультантПлюс}

возник вот какой вопрос. Кто отвечает за поведение и здоровье детей в детском саду? Такая ситуация: по словам воспитателя - мой сын в садике толкнул ребенка, который упал и выбил зубик. Родители этого ребенка требуют у нас возмещения оплаты лечения, правомерно ли это и стоит ли доводить дело до суда, как нам это пообещали.

Эксперт:

Уважаемая Ирина!

Хочу обратить Ваше внимание на статью 1073 Гражданского кодекса РФ («Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет»):

1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

3. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.


Как Вы видите, в Вашем случае ответственность должен нести садик.

Эксперт:

требования родителей пострадавшего ребенка неправомерны, в виду следующего:

Исходя из положений п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» дошкольные учреждения относятся к числу образовательных, и в силу п. 3 ч. 3 ст. 32 указанного Закона образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 1073 п. 1 и 3 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Эксперт:

По закону за несовершеннолетних детей ответственность несут их родители.  Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

  • в должностной инструкции,
  • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем. 

Поймите воспитательница тоже человек, детей много и она могла просто неуследить… лучше решить вопрос миром. Попробуйте прийти к согласию с родителями пострадавшего ребенка.

Удачи Вам!

Несовершеннолетний занимал у одноклассников деньги.

Как выяснилось в течении года одолжил около 100 000 (Ста тысяч) рублей.

Некоторым из одолживших возвращал (полностью или частично), однако после составления списка выяснилось, что в настоящее время долг составляет 85 000 (Восемьдесят пять тысяч) рублей.

Родители заявляют, что ничего о долгах ребенка не знают, долги возвращать не собираются и отвечать за поступки ребенка не будут.

Как возместить ущерб потерпевшим?

Эксперт:
Родители заявляют, что ничего о долгах ребенка не знают, долги возвращать не собираются и отвечать за поступки ребенка не будут. Как возместить ущерб потерпевшим?
Владимир

Если ребенку нет 14 лет, то отвечать за него будут родители, если не докажут, что вред возник не по их вине:

ГК РФ Статья 1073. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет
1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
2. Если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.
Эксперт:
Родители заявляют, что ничего о долгах ребенка не знают, долги возвращать не собираются и отвечать за поступки ребенка не будут. Как возместить ущерб потерпевшим?
Владимир

Сколько лет несовершеннолетнему?

Эксперт:

Сколько ему лет?

Чем подтверждается, что он занимал? расписки или что то такое есть?

Источники

Использованные источники информации.

  • https://yurist.club/semejnoe-pravo/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej.html
  • https://materinstvo.ru/art/798
  • https://pravx.ru/stati/roditeli-nesut-otvetstvennost/
  • http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej/
  • http://jurist-protect.ru/kakaja-dejstvuet-statja-ob-otvetstvennosti-roditelej-za-nesovershennoletnih-detej/
  • https://www.papajurist.ru/semeynoye-pravo/otvetstvennost-za-nesovershennoletnikh-detey/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий