Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Вопросы и ответы

Мы подали заявление о выдачи градостроительного плана, после нескольких отказов по различным причинам, которые мы устранили, нам всеже выдали град план, но без подписи мэра, и сообщили, что для для получения разрешения на строительство, вам назначат публичные слушания! Дело в том, что мы планируем строительство склада, на участке расположенном с садовом товариществе, назначение земли мы перевели, под строительство склада, однако есть соседка которая против нашего строительства, которая пишет во все инстанции... Могут ли нам отказать в разрешении на строительство, в ходе публичных слушаний, на которых будет присутствовать наша соседка и её подруга председатель товарищества!? И как этого избежать?

Эксперт:

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) для получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений органы заявление о выдаче разрешения с приложением следующих документов:

1) правоустанавливающих документов на земельный участок;

2) градостроительного плана земельного участка;

3) материалов, содержащихся в проектной документации:

а) пояснительной записки;

б) схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схем, отображающих архитектурные решения;

д) сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;

е) проекта организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса), положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса;

5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса);

6) согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.
Возможно есть иные нюансы в вашем вопросе? Если да, предлагаю их обсудить.

Эксперт:

Из статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что публичные слушания при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство не проводятся.

Возможно публичные слушания назначены для выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка? Ст. 39 Гр К РФ

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушанийопределяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Если это так, то возможен и отказ, так как согласно ч. 3 ст. 39

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичныеслушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Эксперт:

Уважаемый Степан! Так, а соседка и председатель Товарищества — за или против? Если против — значит Вам надо подсуетиться и пригласить «свою общественность» — большинство… По уму надо смотреть Ваши местные Правила проведения публичных слушаний, так как отрицательное мнение общественности для Вас сведется к отказу в выдаче разрешения на условно-разрешенный вид использования ЗУ… И Вас случайно не в этом загвоздка?

Эксперт:

Избежать этого руководствуясь положениями регулирующими порядок проведения публичных слушаний, если в г. Краснодаре, то согласно Решению городской Думы Краснодара от 22 марта 2007 г. N 21 п. 1«Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар»:

1.2. Публичные слушания — форма реализации прав жителей муниципального образования город Краснодар на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления путем обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
1.4. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1.4.3. проекты планов и программ развития муниципального образования город Краснодар, проект генерального плана и внесение в него изменений, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территории, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
2.1. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы Краснодара, назначаются городской Думой Краснодара, по инициативе главы муниципального образования город Краснодар — главой муниципального образования город Краснодар.
Городская Дума Краснодара, глава муниципального образования город Краснодар вправе назначить проведение публичных слушаний по вопросам, отнесенным в соответствии с Уставом муниципального образования город Краснодар к их компетенции.
3.1. Публичные слушания могут проводиться в следующих формах: собрание (конференция) по месту жительства, заседание городской Думы Краснодара с участием общественности, депутатские слушания, расширенное заседание советов при главе муниципального образования город Краснодар, круглый стол, и иные формы. Участники публичных слушаний в устной или письменной форме высказывают свои предложения и замечания по рассматриваемому вопросу, которые вносятся в протокол слушаний для анализа, принятия мер или их отклонения, если они противоречат существующему законодательству, правовым и иным актам и нормативам.
3.2. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования город Краснодар о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 1 месяца, если иное не установлено федеральным законодательством.
При проведении публичных слушаний по вопросам, указанным в пункте 1.4.3, срок проведения со дня оповещения жителей муниципального образования город Краснодар о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев, за исключением публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, продолжительность которых составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования таких проектов. При подготовке правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования город Краснодар, а так же в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
3.3. Комиссия в процессе подготовки к публичным слушаниям:
составляет план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, определяет ответственных за выполнение отдельных этапов подготовки и плана в целом;
при необходимости определяет перечень организаций, должностных лиц, специалистов, представителей общественности, и направляет им официальные обращения о внесении предложений по теме публичного слушания;
проводит анализ материалов, представленных участниками публичных слушаний, составляет список экспертов, участвующих в публичных слушаниях, представителей официально уполномоченных органов и организаций, имеющих право проведения и выдачи соответствующих экспертных документов, а также, при необходимости список приглашенных лиц;
обеспечивает ознакомление заинтересованных лиц с материалами, выносимыми на публичные слушания;
избирает председателя и секретаря публичных слушаний для ведения публичных слушаний и составления протокола;
определяет докладчиков (содокладчиков);
устанавливает порядок выступлений на публичных слушаниях;
организует подготовку протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по образцу согласно приложениям N 3 и N 4 к настоящему положению;
осуществляет иные необходимые для проведения публичных слушаний действия.
3.4. Перед началом слушаний комиссия организует регистрацию участников публичных слушаний с указанием места их регистрации на основании паспортных данных, а также предоставляет им проект итогового документа (протокол публичных слушаний).
3.5. Председатель публичных слушаний открывает слушания, оглашает тему, перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, представляет секретаря публичных слушаний, ведущего протокол, после чего предоставляет слово участникам слушаний и экспертам в порядке поступления в комиссию их предложений.
3.6. Ведущий вправе снять вопрос, который не имеет отношения к обсуждаемому на слушаниях вопросу, или задан не по существу.
3.7. После окончания прений по вынесенным на слушания вопросам, секретарь слушаний уточняет формулировки рекомендаций и предложений, внесенных на слушаниях для принятия мер, после чего ведущий объявляет слушания закрытыми.
Голосование при этом не предусматривается.
3.8. Публичные слушания оформляются в виде протокола, в котором указываются все предложения и замечания по рассматриваемому вопросу. Протокол оформляется в соответствие с приложением N 4.
4.1. По результатам проведения публичных слушаний либо отдельных этапов публичных слушаний составляется протокол, который направляется в комиссию.
4.2. На основании представленных протоколов комиссией подготавливается заключение о результатах проведенных публичных слушаний. К заключению прикладываются муниципальный правовой акт о назначении публичных слушаний, проект обсуждаемого муниципального правового акта, документы, подтверждающие опубликование информации о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации, заявления, письма, предложения граждан по обсуждаемому муниципальному правовому акту, заключения специалистов, протокол по результатам публичных слушаний, графические материалы (при проведении публичных слушаний по вопросам, указанным в пунктах 1.4.3 и 1.4.4), и др.
При этом комиссия с участием соответствующих специалистов вносит предложение по форме и существу принимаемых мер по замечаниям и предложениям участников слушаний, в том числе и отклоняемых, как противоречащих существующему законодательству, правовым и иным актам и нормативам.
4.3. Заключение о результатах публичных слушаний передается в орган, назначивший проведение публичных слушаний. В случае если публичные слушания проведены по инициативе населения, заключение со всеми приложениями передается в городскую Думу Краснодара.
4.4. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
4.5. Заключение о результатах публичных слушаний, включающее мотивированное обоснование принятых решений, подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.
Эксперт:

Степан. Если в генплан внесены изменения, никаких слушаний проводиться не должно. Вам выдали ГПЗУ (это означает, что в генплан внесены изменения), теперь должны выдать разрешение на строительство. На получение разрешения публичных слушаний не проводят. Вполне возможно у них у самих генплан нелегальный, т.е. только на бумаге, не утвержденный, вот они и хотят проводить слушания по генплану, так как все дальнейшие действия по нему будут недействительными. Но с другой стороны, если ГПЗУ выдали, должны дать разрешение, если у вас с доками и проектами все в порядке. Можете обжаловать незаконные действия администрации в суде в порядке КАС. Слушания проводятся только по генплану.

Эксперт:

Степан, я бы рекомендовала письменно обратиться на имя главы города с просьбой пояснить основания не выдачи Вам разрешения на строительство за его подписью и необходимость проведения слушаний, что явно нарушает права собственника и обжаловать отказ в судебном порядке.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/new-publichnye-slushaniya-pravila-i-poryadok-provedeniya-dokumenty-i-opisanie-procedury.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий