Госзакупки - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Что такое государственный заказ -это заказ на изготовление услуг, товаров, за счёт государственных средств федерального бюджета, местных, или за счёт внебюджетного капитала.

Где проводятся госзакупки?

Госзакупки, как и все другие тендеры, проходят на специальных сайтах – электронных торговых площадках. Эти площадки были отобраны приказом Минэкономразвития, и сейчас их пять:

  • «Единая электронная торговая площадка» –
  • «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» -
  • «Индексное агентство РТС» —
  • «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» —
  • «ММВБ — Информационные технологии» —

Кроме того, вся информация о проводимых торгах для госзакупок публикуется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) – . Заказчиками в рамках контрактной системы в сфере закупок являются государственные или муниципальные органы, а также казенные и бюджетные учреждения.

Все государственные и муниципальные заказы (кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме) размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.

Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Попробуйте для начала самостоятельно разобраться в теме, но, по желанию, можно обратиться и к услугам специалистов-закупщиков.

Все официальные площадки предлагают подробные инструкции и дополнительное обучение для понимания процедуры госзакупок. Чтобы найти интересующий вас заказ, достаточно воспользоваться формой поиска по ключевому слову или искать торги по отраслям. Вот, например, как выглядит система поиска на электронной площадке Сбербанка:

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Принципы размещения государственного заказа

Эффективное правовое регулирование принципов размещения государственного заказа является одним из важнейших факторов продуктивного функционирования всей структуры государственного заказа. Выделяют следующие принципы:

  • принцип транспарентности (или прозрачности) государственного заказа;
  • принцип подотчетности и соблюдения процедур госзаказа;
  • принцип ответственности при размещении госзаказа;
  • принцип эффективности государственного заказа;
  • принцип открытой конкуренции при размещении госзаказа;
  • принцип справедливости (или равноправия) государственного заказа;
  • принцип законности размещения государственного заказа;
  • принцип контроля за размещением государственного заказа.

Конкурсные торги по размещению госзаказа. Наиболее распространенным способом размещения государственного заказа является проведение конкурса. Под тендером понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке, на участие в тендере которого присвоен первый номер.

Что является государственным заказом

Главный нормативный акт о государственном заказе – это Федеральный закон о контрактной системе №44-ФЗ. Он диктует:

  • Способы определения поставщиков, которые могут применять федеральные заказчики,
  • Обязательные требования к исполнителям заказов,
  • Условия контракта, возможность их изменения,
  • Порядок и сроки размещения документации о закупке, извещения, подачи заявок, заключения контракта.

Согласно Федеральному закону №44-ФЗ под государственной закупкой понимается закупка для обеспечения нужд страны или муниципальных нужд. Речь идет о заказах товаров, различных работ и услуг, которые необходимы для нормального функционирования государственных организаций и учреждений, для выполнения ими различные правительственных и президентских программ. Для таких закупок выделяются деньги из бюджетов разных уровней.

Закупка начинается с размещения информации о торгах и определения поставщика, а завершается исполнением обязательств по контракту. Такие обязательства прописаны в государственном контракте. Это документ, который заключается от имени РФ или ее субъекта с поставщиком.

Еще один важный элемент госзаказа - единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). В ней заказчики должны публиковать всю информацию о закупках. Эти данные находятся в открытом доступе.

Что признают неэффективной закупкой

На примерах из проверок Счетной палаты автор, опытный контролер, разобрал семь типовых ситуаций, когда контрольные органы называли закупку неэффективной.

Посмотреть 7 ситуаций

Что такое госзаказ, его сущность и содержание

В понятие контрактной системы входят стороны закупок, осуществляемые ими действия, а также государственные нужды. Заказчиками, согласно п. 7 ст. 4 Закона 44-ФЗ, являются органы власти, бюджетные учреждения, госкорпорации, казенные учреждения, унитарные предприятия – государственные и муниципальные. Участником торгов является каждая фирма (или ИП), которая подала заявку, если эта заявка была принята комиссией по закупкам.

Поставщиками товаров, а также исполнителями услуг по контракту могут быть компании независимо от формы собственности, места нахождения и т.д. Но есть ограничение: участниками не могут быть офшорные компании (зарегистрированные на территориях с особыми условиями налогообложения).

Сущность государственных закупок состоит в том, что закупаемые товары или оказываемые сторонними организациями услуги должны удовлетворять нужды государства. Поскольку торги проводятся за бюджетные средства, за расходами госзаказчиков пристально следят. Они обязаны составлять планы и планы-графики, отчитываться об объеме закупок у некоммерческих организаций, малых предприятий. В отношении государственных заказчиков также периодически проводят проверки. Такой порядок предусмотрен 44-ФЗ. Как без ошибок подготовить документы к плановой проверке финконтроля, читайте в разъяснении эксперта »

Этот нормативный акт диктует и возможные способы выбора исполнителя контракта. Это конкурс, запрос предложений, запрос котировок, аукцион, а также закупка у единственного поставщика.

Участники государственного заказа

Участником размещения госзаказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, даже отдельный бизнесмен. Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель). Иисполнителями государственного заказа являются организации, предприятия, субъекты предпринимательской деятельности, юридические лица, признанные победителями конкурсных торгов, которые проводились в целях размещения государственных заказов.

Исполнитель государственного заказа обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по госзаказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта, обеспечивает поставки продукции (работ, услуг) по госзаказу в соответствии с условиями государственного контракта, соответствие продукции по госзаказу обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом, представляет по запросу государственного заказчика информацию о затратах по исполненным контрактам, совершает в соответствии с законодательством России иные необходимые для исполнения контракта действия.

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Госзакупки – начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на сайте.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье о тендерах.

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки – это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде банковской гарантии, а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика», то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Правовые основы государственного заказа в России

В Российской Федерации уже сформирована достаточно полная законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов.

Важно отметить, что правоотношения, связанные с удовлетворением государственных нужд и проведением тендеров, в Российской Федерации регулируются множеством нормативных правовых актов.

Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе».

Стоит помнить, что в нормативное правовое регулирование размещения государственного заказа в последнее время часто вносятся изменения и дополнения. Поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения. Например среди изменений, которые внесены недавно в российское законодательство о размещении государственного заказа, стоит упомянуть изменения, которые связаны с созданием единого информационного пространства.

Виды торгов по -ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2019 года с официального сайта ЕИС () показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

Реализация государственного заказа

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики России. И от от того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, а также состояние конкурентной среды.

Формирование государственного заказа — дело непростое, так как это долгая и кропотливая работа юристов. В каждой стране формирование государственного заказа может быть совершенно другим, отличающимся. Это тесно связано прежде всего с внешней и внутренней политикой государства, а также со сводом правил, которые регламентируют эту процедуру.

Сейчас в большинстве случаев государственные заказы размещаются среди частных фирм и предприятий (в поддержку малого бизнеса). Также целесообразно отдавать заказы тем предприятиям, которые вкладывают прибыль в развитие своего производства и страны в целом.

Функции государственного заказа

Одна из основных функций государственной власти – это предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Исполняя это важное задание, власть должна выступать в интересах всего населения страны и использовать средства всех бюджетов соответствующих уровней. Основной способ реализации сервисных функций власти есть формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательством государства.

При формировании государственного заказа учитываются реальные потребности государственного органа исполнительной власти, государственного учреждения и общества в целом. госзаказ используется для организации и реализации мероприятий долгосрочных государственных целевых программ, в т. ч. предусматривающих поставку товаров для федеральных государственных нужд.

С позиций государства государственные заказы выполняют следующие функции:

  •  во-первых, это важный элемент поддержки отечественных производителей, так как большинство товаров, услуг и работ, которые включаются в систему государственных закупок, составляют именно товары (работы, услуги) произведенные отечественными организациями;
  • во-вторых, развитие системы госзаказов позволяет расширить реальный платежеспособный спрос на товары, что в свою очередь создает благоприятные мотивационные условия для развития отечественного производства;
  • в-третьих, конкурсная основа размещения госзаказа расширяет поле для развития здоровой конкуренции между отечественными производителями. Как следствие этого, создаются условия для производства более качественной продукции, а, кроме того, возможно более эффективное использование бюджетных средств;
  •  в-четвертых, через госзаказы государство гарантирует поступление продукции,которая необходима для обеспечения государственных нужд.

Система государственного заказа – это совокупность мер правового, организационного и экономического характера, которые направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая планирование бюджетных ассигнований на государственные закупки (в части прогнозирования потребности, обоснования приоритетных направлений) и управление созданными активами; осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; осуществления мониторинга, контроля и аудита, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — .

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

Законодательство в сфере государственного заказа

Во всем мире происходят интенсивные процессы унификации процедуры государственных заказов. Унификация законодательства в области регулирования государственных закупок различных стран необходима для потенциальных поставщиков продукции и услуг, так как дает им возможность участвовать в аукционах в различных странах (независимо от национальной принадлежности поставщика) на равных условиях. Примерно такие же цели ставились и перед российскими законотворцами, занимавшимися разработкой российского законодательства о госзаказе и государственных закупках.

Регулирование государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей – ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в максимальной эффективности процесса. Одним из важных направлений в законотворческой деятельности во всем мире стала борьба за честную конкуренцию, которая, согласно экономической теории, должна привести к снижению цен.

В мировой практике уже давно разработана и применяется система мер и процедур, которые обеспечивают выполнение задач эффективного использования бюджетных средств при минимизации негативного влияния системы государственных закупок на конкурентную среду.

Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства.
Существенное влияние на нормативно-правовое обеспечение сферы государственных закупок оказывает степень централизации экономики. В ряде стран выпускаются отраслевые нормативные акты, которые позволяют на базе национального законодательства сформулировать конкретные положения, отражающие специфику той или иной отрасли.

Вопросы и ответы

Организация находится на УСН. Выиграли конкурс по 44-фз, в смете по 44 ФЗ которого был выделен НДС. Госконтракт был заключен с указанием без НДС. Работу по контракту выполнили, оформляем КС-2. Заказчик утверждает, что КС-2 должна копейка в копейку совпадать со сметой с учетом понижающего коэффициента и должен быть указать НДС, фигурирующий в смете. Мы же оформляем КС-2 по фактическим расходам на работу и материалы, исключаем НДС, при этом итоговая сумма соответствует сумме по госконтракту. Кто из нас прав?

Эксперт:

тут давно наработано мнение — по фз-44 то же самое

Письмо Министерства финансов РФ: о порядке оформления смет с подрядчиками, применяющими УСН, при заключении контрактов Август 29th, 2012

Вопрос: О порядке оформления и изменения сметы, входящей в государственный контракт на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту зданий, при заключении государственного контракта с подрядчиком, операции по реализации товаров, работ, услуг которого не облагаются НДС, в частности, с подрядчиком, применяющим УСН.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 июля 2012 г. N 02-11-08/2467

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение о порядке оформления сметы в составе государственного контракта на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту зданий при заключении государственного контракта с подрядчиком, операции по реализации товаров, работ, услуг которого не облагаются НДС, и сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ) государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) и иными федеральными законами, с учетом положений Федерального закона N 94-ФЗ. Особенностями Федерального закона N 94-ФЗ является требование об определении начальной (максимальной) цены контракта (лота) заказчиком (ст. ст. 22, 34, 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ), при этом указанный Федеральный закон закрепляет обязанность заказчика по ее обоснованию (ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ).

В связи с этим с учетом изложенных в п. 5 ст. 488 Гражданского кодекса требований к заключению договора путем проведения торгов положениями ч. 3 ст. 29, ч. 10 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ определяется, что государственный контракт заключается на условиях, указанных участником размещения заказа, с которым заключается контракт, и в соответствии с документацией о размещении заказа. Цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену, установленную в документации.

Таким образом, при размещении государственного заказа путем проведения торгов заказчиком устанавливается одно из существенных условий будущего государственного контракта — его цена, которое может быть предметом торга между участниками размещения заказа. Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не позволяет проводить торги по составным частям структуры цены (например, по цене, которая в дальнейшем будет увеличена или уменьшена на сумму НДС). При этом положениями названного Закона устанавливаются правила определения твердой цены государственного контракта, в том числе с учетом принадлежности победителя к определенным категориям (например, в соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона N 94-ФЗ, в случае если победителем торгов является физическое лицо, заказчик, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой такого контракта).

Пунктом 1 ст. 743 Гражданского кодекса установлено существенное условие договора строительного подряда о выполнении подрядчиком работы в соответствии со сметой, определяющей цену работ. При этом п. 2 ст. 740 Гражданского кодекса определено, что правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта указанных объектов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, пп. 11 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено требование о наличии сметы на строительство в составе проектной документации. Необходимость составления сметы и проверки сметной стоимости строительства на достоверность при проведении такого вида работ, финансируемых из бюджета, определена также Правилами принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 324, Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 716.

Пунктом 30 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427, предусмотрено, что проверка сметной стоимости производится повторно в случае, если в результате внесения изменений в проектно-сметную документацию сметная стоимость объекта капитального строительства увеличилась. Таким образом, по мнению Департамента, внесение изменений в сводный сметный расчет стоимости строительства при снижении твердой цены контракта или сохранение ее в размере объявленной начальной (максимальной) цены, установленной на основании положительного заключения по проверке достоверности сметной стоимости строительства, не является основанием для проведения повторной проверки.
Исходя из приведенных выше норм совместным Письмом Минэкономразвития России и ФАС России от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05/ИА/27690 разъяснено, что заказчик вправе применять расчетный коэффициент при внесении изменений (переутверждении) в сводный сметный расчет стоимости строительства в случае снижения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а Письмом Минрегиона России от 03.05.2011 N 8629-08/ИП-ОГ указано, что заказчиком могут быть внесены изменения (переутверждены) в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах твердой договорной цены.

Принимая во внимание изложенное, Департамент полагает, что при заключении государственного контракта с победителем процедуры размещения заказа, применяющим упрощенную систему налогообложения, по согласованию с ним государственный заказчик вправе внести изменения в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах определенной по результатам торгов твердой цены государственного контракта, указав в предусматриваемой за итогом сводного сметного расчета графе «Сумма налога на добавленную стоимость»: «Без НДС».

Указанное условие сводного сметного расчета стоимости строительства в дальнейшем будет отражено в оправдательных документах о проведенных хозяйственных операциях (акте о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, в которых указываются в том числе сметная (договорная) стоимость выполненных работ, их наименование и объем).

В данном случае подрядчик в соответствии с правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, должен будет оформить счет-фактуру с внесением в графы 7 и 8 записи: «Без НДС».

Учитывая положения ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ о неизменности условий заключенного контракта при отсутствии между заказчиком и подрядчиком согласования об изменении сводного сметного расчета стоимости строительства, по мнению Департамента, расчеты по государственному контракту осуществляются в соответствии с его условиями. При этом заказчик, обладающий сведениями о том, что операции подрядчика не облагаются НДС, вправе довести данные о произведенной оплате по государственному контракту до сведения соответствующего налогового органа.

Директор Департамента
бюджетной политики и методологии С.В.РОМАНОВ

Источники

Использованные источники информации.

  • https://www.regberry.ru/malyy-biznes/goszakupki
  • https://biznes-prost.ru/zakaz-gosudarstvennyj.html
  • https://www.pro-goszakaz.ru/article/102958-gosudarstvennyy-zakaz-sushchnost-i-pravila
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий