- Недвижимость
- /
- Ренат Субеев
Что означает единое землепользование? В чем отличие от многоконтурных участков? Способы преобразования единого землепользования. Что такое единое землепользование и для чего оно необходимо? Состав, правовое регулирование и порядок формирования. Обо всём этом в данной статье.
Содержание
- Порядок кадастрового учёта
- Судебная практика
- Область применения
- Основные формы землепользования
- Законодательное регулирование использования земель
- Методы и порядок формирования
- Чем отличается единое землепользование от многоконтурного участка
- Понятие единого землепользования
- Понятие многоконтурного участка
- Основные моменты
- Что такое земельные правоотношения
- Законодательная база
- Прекращение единого землепользования
- Правовая база
- Что такое распоряжение земельным наделом
- Что такое многоконтурные участки
- Правила использования и застройки участков
- Правовое регулирование
- Землепользование: понятие и особенности
- Вопросы и ответы
Порядок кадастрового учёта
В некоторых ситуациях необходимо осуществлять уточнение единого землепользования. Данная процедура имеет много общего с уточнением конкретного земельного надела. То есть сотрудники кадастровой палаты сравнивают данные в документации с различными характеристиками конкретного земельного участка. Как правило, уточнение применяется для определения координат точек границ или для формирования новых земельных наделов.
Для уточнения ЕЗ прежде всего необходимо сформировать новый межевой план. В него записываются различные данные об существующих участках.
После проведения уточнения сотрудники кадастровой палаты обязаны обновить данных в документе.Кроме этого, они могут объединять или разъединять несколько земельных участков, а также изменять различные характеристики, которые применяются в кадастровых документах. Если необходимо отделить земельные участки, то, прежде всего, нужно создать подробный и грамотный межевой план.
Судебная практика
Многоконтурный надел формируется в том случае, если существует необходимость объединения нескольких земельных участков, которые имеют собственные замкнутые контуры. Кроме этого, участки можно классифицировать по субъектам формирования. Всего есть две разновидности формирований — с вкраплениями и обособленными контурами. Наделы с обособленными контурами плотно прилегают друг к другу.
Исходя из этого, следует вывод, что сегодня землям, которые подпадают по статус ЕЗ, присваивается статус многоконтурные участки. При необходимости можно отделить несколько кусков земли от ЕЗ. В таком случае они будут регистрироваться как отдельные. В то же время оставшиеся земельные наделы оформляются как многоконтурные.
Область применения
На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.
Постановлением Федерального закона №221 от года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.
Основные формы землепользования
Понятие “форма землепользования” присутствовало в российском земельном праве дореволюционного периода. Например, в Сибири применялась заимочная форма землепользования. Она заключалась в том, что поселенцы обладали неограниченным правом и могли захватить в пользование любую заимку. На тот момент понятие обязательного уравнительного наделения земельными угодьями не существовало.
К концу ХIХ века заимочную форму можно было встретить только в редконаселенных участках Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Современные специалисты в области земельного права выделяют такие формы землепользования:
- Постоянное или бессрочное пользование. Его субъектом могут стать государственные или муниципальные учреждения, государственные предприятия, органы власти и местного самоуправления.
- Пожизненное наследуемое владение. Эта форма не предусмотрена современным Земельным кодексом РФ, но она распространяется на наделы, предоставленные субъектам до вступления в силу ЗК РФ. Обладатели такого участка имеют право бесплатно приобрести его в собственность.
- Аренда – самая распространенная форма использования наделов. При передаче в аренду муниципальных земель арендодателем являются органы местного самоуправления. Второй стороной договора могут быть граждане или предприятия/организации.
- Безвозмездное срочное пользование. Эта форма возможна в случае передачи организацией своим работником угодий в пользование не более чем на год. Договора могут заключаться с участием предприятий, работающих в разных сферах, например, в лесной промышленности, транспорте.
- Сервитут. В мире существует система публичных и частных сервитутов. Первые устанавливаются для обеспечения интересов населения, проживающего на конкретной территории, например, использования надела для ремонта коммунальных (инженерных) сетей, размещения на участке межевых знаков.
Заочная форма землепользования в современном законодательстве не предусмотрена.

Законодательное регулирование использования земель
Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.
Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:
- Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
- Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.
Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.
Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:
- общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
- отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.
Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.
Методы и порядок формирования
На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.
Если требуется объединить два или более участков с замкнутыми контурами, то формируется именно многоконтурный участок.Существуют разновидности формирований:
- с разделенными контурами (то есть участки прилегающие друг к другу, но имеющие собственные контуры);
- с вкраплениями (то есть участки, между которыми есть земля, не относящаяся к данному землепользованию).
Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.
Чем отличается единое землепользование от многоконтурного участка

Поскольку выделенные единые землепользования, которые не были преобразованы, продолжают существовать, важно знать, чем они отличаются от многоконтурных участков.
Главное отличие заключается в том, что землепользования объединяют несколько наделов, каждый из которых имеет свой кадастровый номер. Что касается многоконтурных участков, то у его составляющих нет собственного идентификатора.
Кадастровый номер присваивают только самому многоконтурному угодью.
Понятие единого землепользования
Термин единое землепользование используется для обозначения земельной площади, разделенной на несколько наделов (контуров) общественными сооружениями или территориями, но принадлежащей одному собственнику.
Следует разграничивать термины единое землепользование и фактически единый надел. Единый надел это площадь земли, состоящая из нескольких территорий, имеющих либо совместные границы, либо территориально разграниченные части. Каждый контур земли учитывается под индивидуальным кадастровым обозначением.Соответственно, единым наделом следует называть совокупность земельных участков, имеющих общую принадлежность и находящихся во владении у одного хозяина. Каждая часть земельной площади характеризуется отдельными геодезическими параметрами. В отдельных случаях геодезические сведения наделов могут быть объединены.
Участки с правовым статусом единого землепользования могут быть 2 разновидностей:
- условно обособленные;
- фактически обособленные.
Зачастую подобные наделы расположены вплотную к соседним участкам, не относящимся к единому землепользованию. Наделы, названные условными, по своей сути являются смежными. Но у смежных наделов существует разделение. Кроме того, они определены условными границами.
Режим единого землепользования используется для земель, принадлежащих садоводческим кооперативам и объединениям. Данные участки расположены изолированно друг от друга, имеют индивидуальные обозначения в кадастровом учете госсреестра, но они входят в общую массу единого землепользования.
Можно ли сделать межевание земли бесплатно?
Где найти карту градостроительного зонирования, читайте тут.
Как заказать электронную выписку из ЕГРН на земельный участок, читайте по ссылке:
Понятие многоконтурного участка
Понятие “многоконтурный участок” появилось в земельном законодательстве после вступления в силу Федерального закона №221-ФЗ. Оно было введено для того, чтобы осуществлять учет угодий, состоящих из нескольких участков.
Согласно законодательству, многоконтурный участок – это надел, состоящий из 2 и более замкнутых контуров.
Основные моменты
Единое землепользование – это фактически участок земли с присвоенным номером по кадастру.
Данный надел состоит из двух и более наделов, разделенных границами и имеющих уникальные кадастровые номера.
Например, если необходимо отделить определенные земли, для них формируется отдельная межевая схема.
Что это такое
Данное понятие применяется в случаях, если участки разделены, однако они имеют общую принадлежность и общего владельца.
Каждый кусок характеризуется обособленными границами и геодезическими параметрами. Геодезические сведения могут быть объединены.
Участки разделяются на 2 вида:
- условно обособленные;
- обособленные.
Основным различием является местонахождение границ и наличие смежных контуров. Условно обособленные наделы не отделены контурами.
Такие участки в большинстве случаев прилегают к соседним землям, не входящим в состав единого землепользования.
Условные наделы земли во всех случаях называются смежными, поскольку они располагаются в непосредственной близости от соседних наделов единого землепользования.
Однако при этом они разделены действующими границами. В основном статус единого землепользования используется в садоводческих кооперативах и объединениях.
Ведь часто садоводства имеют в собственности участки, которые территориально находятся далеко друг от друга.
В прежние годы большие сельские хозяйства и предприятия владели огромными земельными наделами, которые делились на полностью обособленные. То есть без смежных границ и контуров.
Правовые нормы
Правовое регулирование данного вопроса осуществляется на базе Земельного Кодекса РФ и федерального законодательства, касающегося государственного кадастрового учета (процедуры выдачи участкам номеров по кадастру, приказы о делении наделов по кадастру).
Главный закон в данной сфере — Федеральный закон № 221, в новой редакции от года.
По состоянию на 2019 год данное понятие стало заменой единого участка. Под единый надел подпадали территории до 2007 года, то есть до момента принятия закона.
До сегодняшнего дня они не были преобразованы, поэтому по отношению к ним может применяться прежнее понятие. Также в их отношении действуют прежние нормативы.
Главным нововведением при использовании понятия многоконтурных участков стала видоизмененная классификация таких наделов и отсутствие личных кадастровых номеров для обособленных участков.
То есть общий кадастровый номер выдается исключительно для всего многоконтурного участка.
Что такое земельные правоотношения

Под земельными правоотношениями подразумевают общественные связи между государственными органами, юридическими и физическими лицами в сфере использования, распределения или охраны земли. Определение этому понятию дает ст. 3 ЗК РФ.
Владение и распоряжение наделами, а также землепользование и совершение сделок с участками земли регулирует Гражданский кодекс РФ, если иное не предусмотрено:
- законодательством об охране окружающей среды, о недрах;
- нормами, регулирующими порядок использования земельных, лесных и водных ресурсов;
- специальными федеральными законами.
Элементами земельных правоотношений являются:
- объект,
- субъекты,
- содержание (субъективные права и обязанности).
Субъекты этих отношений могут быть:
- владельцами наделов земли;
- землепользователями, эксплуатирующими участки на основании бессрочного (постоянного), безвозмездного срочного права пользования;
- землевладельцами, использующими наделы на основании права пожизненного наследуемого владения;
- арендаторами, получившими определенные права по договору аренды (субаренды);
- обладателями сервитута.
Владение земельным участком представляет собой право фактического обладания им в соответствии с нормами законодательства. В соответствии со ст. 266 ГК РФ, субъекты, наделенные таким правом, могут возводить на участке сооружения и приобретать на нее право собственности.
Что касается землепользования, то права субъекта более ограничены, чем у землевладельца. Вести хозяйственную деятельность на предоставленных ему участках он может только в пределах указанного целевого назначения земли.
Законодательная база

Термин единое землепользование подразумевает определённое количество обособленных кусков земли, которые образовывают один участок. Каждый кусок земли имеет личные границы, кадастровый номер, а также геодезические данные. Кроме этого, геодезические данные могут быть объединены.
Также земельные наделы делятся на 2 типа:
- условно обособленные;
- обособленные.
Главное отличие между ними заключается в местоположении контуров. Условные земельные участки не имеют так называемый контур. Он, как правило, прилегает к соседним участкам, которые не входят в ЕЗ.
Чаще всего статус единого землепользования присваивается землям садоводческих товариществ и объединений. Садоводческие товарищества часто имеют в собственности земельные наделы, расположенные отдельно друг от друга.
Каждый отдельный земельный участок садоводческого товарищества имеет в государственном земельном кадастре соответственный номер. В то же время они подпадают под статус единого землепользования.Ранее крупные сельскохозяйственные объединения и предприятия имели в собственности большие земельные участки, которые в свою очередь, могут делиться на обособленные. Существует много примеров, когда землям присваивался статус единого землепользования.
Порядок присвоения статуса очень прост. Поэтому не составляет труда определить статус того или иного куска земли. Но так как в 2007 году было введено понятие многоконтурные участки, то необходимо правильно определять статус. Так как данные понятия имеют ряд принципиальных отличий. Прежде всего, используется различная правовая база. Но в то же время система учёта практически аналогична.
Прекращение единого землепользования
Для урегулирования разногласий в нормативно-правовой сфере осуществляется при помощи различных нормативных актов (приказы о делении земель, кадастровый номер и другие документы). Данное правовое регулирование осуществляется в сфере государственного учёта земельных участков. Как правило, для правового регулирования в сфере землепользования используются различные правовые инструменты. Государственный закон № 221 является одним из правовых инструментов регулирования в сфере ЕЗ.
На сегодняшний день статус ЕЗ не присваивается, так как в 2007 году вступил в силу государственный закон №221, согласно которому вводиться понятие многоконтурные участки. Сегодня данный статус является альтернативой ЕЗ. Следовательно, статус ЕЗ присваивался землям до 2007 года. Земельные наделы, которые подпадали под определение — Единое землепользование до 2007 года не были преобразованы. Поэтому они сегодня подпадают под этот статус.
Правовая база

В основе любых правоотношений лежат законы и подзаконные акты. Правовые основы землепользования в Российской Федерации состоят из следующих законодательных актов:
- Конституции РФ;
- Земельного кодекса РФ;
- федеральных законов;
- законодательных актов субъектов РФ;
- указов Президента России;
- постановлений Правительства РФ;
- ведомственных подзаконных актов;
- нормативных актов субъектов РФ и органов самоуправления.
Правовые акты разъясняют те или иные понятия, определяют права и обязанности участников отношений и определяют меры наказания для нарушителей установленных норм.
Землепользователь по Земельному кодексу РФ имеет четко определенные обязательства, которые обязан соблюдать в процессе эксплуатации природного ресурса.
Предлагаем подробнее рассмотреть формы и виды землепользования, а также установленные законом правила.
Что такое распоряжение земельным наделом
Вступая в любые земельные правоотношения, граждане должны знать, какими правами и обязанностями они будут наделены, и за какие деяния их могут привлечь к ответственности.
Между полномочиями собственника и пользователя есть существенная разница. На возникновение субъективных прав и обязанностей влияет категория земель и множество других факторов.
В соответствии с нормами земельного законодательства, распоряжение земельным участком – это право, позволяющее владельцу пользоваться наделом, извлекать из него полезные свойства, управлять им как имущественным объектом.
Распоряжаясь землей, собственник может заключать сделки:
- продавать;
- дарить;
- менять;
- передавать в наследство;
- использовать в качестве залога;
- сдавать в аренду.
Землевладелец земельного участка – это лицо, уполномоченное заключать любые имущественные сделки и распоряжаться территорией участка по своему усмотрению. Этим землевладение отличается от землепользования. Последний институт имеет не менее важное значение, поэтому мы детально рассмотрим его в следующем разделе.
Правом свободно распоряжаться угодьями закон наделяет только владельцев – субъектов права собственности. Незаконное владение земельным участком является правонарушением, за совершение которого законодательством предусмотрено привлечение к ответственности.
Что такое многоконтурные участки
Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от № 221-ФЗ введен термин – «многоконтурный участок» взамен ранее применяемого «единое землепользование».
Новые подходы к территориальному разделению земель установлены в 2011 году нормативным актом министерства экономического развития РФ (Приказ № 144 от ).
В начале 2019 года разработан новый режим кадастрового деления земельных наделов, расположенных в РФ (Приказ министерства экономического развития от № 877).Многоконтурность участка предполагает, что для каждой, входящей в его состав конкретной части земли, определены свои границы.
Отличия многоконтурных участков от единого землепользования:
- обособленные контурами участки являются разграниченными наделами земли и не относятся к объектам недвижимости, в то время как участки, находящиеся в режиме землепользования обладают индивидуальными кадастровыми номерами;
- контурные участки не имеют совместных ограничивающих линий, тогда как единое землепользование объединяет условные (смежные по своему составу) наделы.
Однако, несмотря на внесение изменений в законодательство в части отмены правового режима единого землепользования, участки, сформированные по этому принципу до вступления в действие поправок, продолжают находиться в том же режиме (все ранее присвоенные характеристики остаются в силе).
Таким образом, законом не предусмотрен автоматический переход площадей общего землепользования в многоконтурные наделы.

Правила использования и застройки участков
Правилам землепользования и застройки посвящена ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. ПЗЗ можно назвать документом градостроительного зонирования.
Правила утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления, а в городах федерального значения – органами государственной власти субъектов РФ.
Законом предусмотрены требования к подготовке правил землепользования и застройки. Основным из них является обязательное проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ до момента их утверждения. Это – новый институт, появившийся в российском законодательстве в 1998 году. Необходимость его введения обусловлена появлением частной собственности на землю, развитием рыночной экономики и проведением экономических реформ в стране.
Структура правил землепользования и застройки ПЗЗ включает:
- порядок применения и внесения изменений в документ;
- карту градостроительного зонирования;
- регламенты градостроения.
ПЗЗ разрабатываются с тем, чтобы создать условия для развития муниципальных образований. Особое внимание при подготовке документа уделяется охране окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правовое регулирование
Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась года.
Землепользование: понятие и особенности
Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.
Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.
Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.
В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.
Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.
В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:
- участок передается субъекту на длительный срок;
- создаются условия для развития его деятельности;
- гарантируется защита его интересов;
- закон ограничивает срок реализации права использования земли.
Понятия устойчивости землепользования и землевладения
Принцип устойчивости землепользования может реализоваться в разных формах. Согласно Земельному кодексу РФ, существуют такие виды пользования земли:
- бессрочное или постоянное (ст. 39.9 ЗК РФ);
- на определенный период, предусмотренный договором аренды (ст. 22 ЗК РФ).
Длительные сроки землепользования повышают заинтересованность субъектов в рациональном использовании наделов и соблюдении требований относительно охраны важного природного ресурса.
Принцип устойчивости не менее важен при реализации права собственности. Специалисты в области земельного права отмечают, что он является обязательным условием рационального использования участков. Только уверенный в стабильности своего права на землю субъект будет заботиться о повышении плодородности и о сохранности угодий.
Закон гарантирует свободу хозяйственной деятельности, определяет перечень прав и обязанностей, связанных с эксплуатацией угодий. Полномочия субъектов землевладения и землепользования надежно защищены государством.
Отличие между землепользованием и землевладением
Тем, кто планирует приобрести или арендовать участок земли, следует уяснить, чем отличается владение от пользования.
Право собственности подразумевает наличие у владельца таких полномочий:
- владение (фактическое обладание), подтвержденное соответствующим свидетельством;
- пользование;
- распоряжение.
Их наличие позволяет отчуждать имущество. Выше упоминалось, что владелец может продать участок, сдать его в аренду, использовать в качестве залога и так далее.
Нельзя также забывать о таком понятии, как региональные особенности землепользования, ведь особенности некоторых местностей позволяют использовать землю только в определенных целях. Распоряжаться по своему усмотрению участком пользователи не имеют права.
Итак, главное отличие землевладения от землепользования заключается в том, что последнее является составляющей первого.
Вопросы и ответы
В мае месяце 2017 г. были поданы документы на межевание земельного участка с одним кадастровым номером. По схеме предыдущего собственника от 1992 г. общая площадь земельного участка складывается из 3 контуров, расположенных в разных местах в пределах границы населенного пункта. Кадастровый инженер утверждает., что так на руках один документ с одним кадастровым номером, то участок одноконтурный, и 2 и 3 участок(как это было у предыдущего собственника) не положен. На основании чего можно доказать что участок многоконтурный и может состоять из 3 контуров, как было на схеме у предыдущего собственника?
Елена.
Если участок был сформирован в 1992 году то он не многоконтурный, а является единым землепользованием, состоящим из обособленных земельных участков, которые действительно могли располагаться в разных местах населенного пункта. Странно, что этого не знает кадастровый инженер. Кадастровый учет единого землепользования и права на него действительны и сейчас. Таким образом Вам надо заказать выписку из ЕГРН в отношении данного земельного участка и в ней будут указаны обособленные ЗУ (или контуры как сейчас)
по дачному участку. в состав единого землепользования входит два обособленных не граничащих участка со своими кадастровыми номерами. площадью 540м2 и 160м2.межевание только что проведено.
Олег.
по дачному участку. в состав единого землепользования входит два обособленных не граничащих участка со своими кадастровыми номерами. площадью 540м2 и 160м2.межевание только что проведено.
Олег
Нет не можете, так как несмотря на то, что у земельных участков (обособленных) входящих в единого землепользования и имеются кадастровые номера, они не являются объектами недвижимости. Для того чтобы продать их по отдельности Вам необходимо единое землепользования разделить.
Муж купил земли промышленности, в кадастровой выписке в графе особые отметки: границы земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 47:26:0108001:2020. Будьте добры ни могли бы разъяснить что сие значит и как происходит раздел многоконтурного участка? СПАСИБО БОЛЬШОЕ!
Под пересечением границы земельного участка с границами учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков понимается:
- фактическое пересечение границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка с любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
- расположение одного из контуров границы многоконтурного земельного участка в границах учтенного земельного участка (то есть наложение контура границы многоконтурного земельного участка на часть территории учтенного земельного участка).
Если говорить максимально простым языком, то это означает, что один земельный участок по документации фактически накладывается на другой земельный участок. В дальнейшем с продажей такого участка могут быть определенные проблемы, поскольку фактически на линии пересечения у Вас будет спорная территория и Вам потом в суде придется устанавливать границы участков
границы земельного участка пересекает границы земельных участковс кадастровыми номерами 47:26:0108001:2020. Будьте добры ни могли бы разьяснит что сие значит?
Жарият Раджабова
Это означает что Вам необходимо уточнять местоположение границ участка и вносить изменения в кадастр в соответствии со ст. 28 ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости», данная позиция подтверждается письмом Минэкономразвития
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 15 января 2010 г. N Д23-64
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков и сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).Пересечение границ земельных участков может быть следствием ошибки, допущенной при выполнении:- территориального землеустройства в отношении ранее учтенных земельных участков, то есть если государственный кадастровый учет земельных участков осуществлен до 1 марта 2008 г. (до вступления в силу Закона о кадастре);- кадастровых работ в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен после 1 марта 2008 г. (после вступления в силу Закона о кадастре).При этом исходя из положений ст. 28 Закона о кадастре ошибка, указанная во втором из вышеуказанных случаев, является кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости.Для исправления указанной ошибки применяются положения ст. 28 Закона о кадастре. В частности, согласно ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.Позиция Минэкономразвития России по устранению пересечения границ ранее учтенных земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре (в том числе перечень необходимых документов), доведена до Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Письмом от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 (копия прилагается).
Директор Департамента недвижимости А.И.ИВАКИН
если данное пересечение не является технической ошибкой, а следствием не согласованности границ или иных действий, то Вы не вправе обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об исключении из кадастра сведений о земельном участке, границы которого пересекаются с Вашим, так как указанное заявление, на основании разъяснений Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» должно рассматриваться в исковом порядке в суде.
Аннулирование сведений и их исключение из государственного кадастра недвижимости возможно в случае, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ).
Пересечение границ земельного участка означает, что на одну и ту же территорию у разных собственников есть право, естественно в спорное.
Решается вопрос следующим образом.
1. По вопросу уточнения границ земельного участка, смежного с уточняемым земельным участком.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ).В соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре, если при постановке на государственный кадастровый учет или при государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения ГКН о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения ГКН о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представления дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения ГКН в отношении смежных земельных участков не требуется.В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ земельного участка личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 Закона о кадастре.В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее — Требования), межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ. Согласно пункту 66.1 Требований реквизиты раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» представляют собой таблицы, количество которых должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.В соответствии с пунктом 67.1 Требований в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.Таким образом, при внесении в ГКН изменений в установленном частью 3 статьи 25 Закона о кадастре порядке нормативными правовыми актами не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений, следовательно, данный вопрос решается при проведении кадастровых работ исходя из конкретных обстоятельств, в частности, в зависимости от конкретной ситуации кадастровым инженером осуществляется уточнение местоположения: всей границы смежного земельного участка (или уточнение местоположения всех характерных точек границы), в том числе в связи с исправлением ошибки; отдельных частей границы смежного земельного участка, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы.При этом к такой ошибке относится и отсутствие в ГКН сведений о внутреннем контуре границы смежного земельного участка, и содержащаяся в ГКН ошибка, допущенная при определении координат характерных точек как внутреннего, так и внешнего контура границы. Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь определение его площади (например, если сведения ГКН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков) или не повлечь определение его площади (например, если сведения ГКН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ГКН или не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных обстоятельств.Положения части 3.1 статьи 25 Закона о кадастре применяются как в случае выявления кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении смежной с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат, при этом внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением кадастровой ошибки местоположения границ смежного земельного участка.Обращаем внимание, что, как указывалось выше, в данном случае представление дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ГКН о смежном земельном участке не требуется. Орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета земельного участка вносит соответствующие изменения в сведения ГКН о местоположении границ и площади смежных земельных участков.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.06.2014 N Д23и-2144
Уважаемая Жарият Раджабовна! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег примите следующее:
Вашему мужу стоит обратиться к тому кадастровому инженеру, которые оформлял или составлял межевой план приобретенного мужем участка.
Со всеми ли согласовывал границы и как оно вообще получилось наложение.
Сам межевой план Ваш муж вправе получить лично из ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» того филиала, где расположен искомый земельный участок.
Теперь как устраняется «наложение: здесь варианта, либо это техническая ошибка (неверно внесли координаты, неверно пересчитали координаты, — если какой участок был снят в старой системе координат и т.д.), либо кадастровая ошибка — по вине кадастрового инженера (Федеральный закон №221-ФЗ „О государственном кадастре недвижимости“).
Если именно кадастровая ошибка, значит кто-то из собственников земельных участок должен составить новый межевой план и внести иные данные в ГКН.
Вот здесь и вопрос: кто крайний?
Поэтому начните с получения межевого плана, изучения акта согласования границ, и далее по результату. Если виновная сторона откажется добровольно делать новый межевой план, придется идти в суд (если крайними окажетесь не Вы сами)
Источники
Использованные источники информации.
- https://consultmill.ru/zemlya/dokumenty/edinoe-zemlepolzovanie.html
- https://consultplace.ru/zemlya/doc/edinoe-zemlepolzovanie.html
- https://pravovdom.ru/zemlya/zemlepolzovanie-v-rf.html
- http://uropora.ru/zemlya/chto-takoe-edinoe-zemlepolzovanie.html
- http://jurist-protect.ru/edinoe-zemlepolzovanie/
Комментарии (0)
Поделитесь своим мнением о статье.
Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.