Что обязан сделать водитель перед тем, как тронуться с места

Раздел 2 Правил регламентирует, что перед выездом в дорогу автомобилисту необходимо:

  • проверить наличие документов, предъявляемых по требованию сотрудников дорожной полиции (ВУ, СРТС, страховой полис ОСАГО, при необходимости – путевой лист или документация на перевозимый груз);
  • обеспечить надлежащее техническое состояние ТС, в частности, проверить, чтобы не было недостатков, указанных в “Перечне неисправностей и условий…”;
  • проверить наличие необходимых инструментов и материалов – аптечка, огнетушитель, светоотражающий жилет, ключ с торцевой головкой для замены колеса, знак аварийной остановки и др.;
  • пристегнуться ремнем безопасности (если автомобиль оборудован им), а также позаботиться о пристегивании всех пассажиров.

Перед началом движения на светофоре

Как сказано в п. 6.1. Правил, сигналы (секции) светофоров могут быть:

  • круглыми (наиболее распространенный вариант);
  • в форме стрелок;
  • в форме силуэта пешехода или велосипеда;
  • Х-образные.

Цвета сигналов известны каждому с детства:

Начало движения со светофора (если на нем производилась остановка) выполняется следующим образом:

  • проверяется, что перекресток регулируемый (то есть что желтый сигнал не мигает);
  • заранее занимается соответствующее крайнее положение (для поворота налево нужно занять крайнюю левую полосу, направо – правую, если иное не регламентировано знаками или разметкой);
  • включается поворотник или, если он не работает, подается сигнал рукой (п. 8.1. Правил) (кроме случаев, когда осуществляется движение прямо);
  • ожидается включение разрешающего сигнала;
  • начинается движение;
  • в случае поворота налево пропускаются встречные машины и те, которые поворачивают направо, а также пешеходы (п. 13.4. Правил);
  • при повороте направо пропускаются пешеходы, а также трамвай, если таковой осуществляет движение также на основной зеленый сигнал (п. 13.6. Правил).

При перестроении

Перестроение потребуется в случае необходимости занять какую-либо полосу для движения или последующего совершения маневра.

К примеру, водитель увидел знак ., предписывающий осуществлять поворот направо только с крайней правой полосы. Если автомобилист находится в другом ряду, ему потребуется перестроиться.

Порядок следующий:

  • включение поворотника (или подача сигнала рукой, подробности далее);
  • использование зеркал заднего вида для пропуска ТС, движущихся попутно и не меняющих направление движения;
  • выключение поворотника и завершение маневра.

Если перестроение одновременно начали 2 ТС, преимущество будет иметь водитель, находящийся справа (п. 8.4. Правил).

При отъезде автобуса от остановки

В п. 18.3. Правил содержится главное требование – в пределах границ городов маршрутные ТС имеют приоритет при отъезде с обозначенного знаком . или . места остановки.

Соответственно, если впереди от остановочного павильона начинает движение троллейбус или автобус, необходимо снизить скорость и дать ему занять свою полосу. Только после этого можно начинать осуществлять маневр (обгон, опережение и др.).

Следует учитывать, что автолюбитель также обязан уступить дорогу и пешеходам, которые движутся к месту остановки маршрутного ТС (если посадка и высадка осуществляются со стороны проезжей части – п. 14.6. Правил).
Что такое желтая разметка в ПДД, рассказывается в статье: желтая разметка в ПДД.

Кто кому должен уступить при перестроении по полосам в ПДД, читайте здесь.

Задним ходом

Основное требование перед началом движения задним ходом представлено в п. . Правил.

Перед включением задней передачи водителю необходимо:

  • убедиться в исправности задних зеркал и в безопасности совершаемого маневра;
  • если движение задом затруднительно из-за большого количества объектов или людей, следует прибегнуть к помощи иных лиц;
  • если есть возможность развернуться и двигаться передом, а не задом, ей (возможностью) всегда следует пользоваться;
  • также нужно проверить, не запрещено ли движение задом – в частности, данный маневр нельзя совершать на пешеходных переходах, в тоннелях, на ж/д переездах, в местах остановки маршрутных ТС и на перекрестках.

От обочины

В соответствии с п. 1.2. Правил, обочиной признается элемент автомобильной дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и находится на одном уровне с ней.

Определить обочину очень просто – она различается от основной проезжей части видом покрытия. Как правило, это грунт, а на основную проезжую часть кладут асфальт.

Останавливаться на правой обочине разрешается Правилами (см. п. 12.1.). Также можно останавливаться и на левой обочине, но и при условии, что остановка осуществляется:

  • в пределах населенного пункта;
  • на дороге, имеющей по 1-й полосе для каждого направления;
  • на дороге, не имеющей трамвайных линий посередине.

Обращаем внимание, что при совершении маневров с обочины автомобилисту следует быть внимательным. На основании п. 4.1. Правил, по данному элементу дороги могут двигаться пешеходы, инвалиды на колясках, а также граждане, транспортирующие громоздкие предметы.

Кроме этого, по обочинам разрешено двигаться группам детей (днем и только в сопровождении взрослых лиц – аб. 2 п. 4.2. Правил). Также на обочине пешеходы могут ожидать маршрутное транспортное средство (п. 4.8. Правил).

Главное правило при начале движения от обочины – пропуск (не создание помех) иных участников дорожного движения и подача соответствующего сигнала поворота.

Важно, что при начале движения от обочины по полосе, непосредственно примыкающей к ней, пропустить нужно только попутные ТС, а при необходимости выехать на полосу, примыкающую к противоположной обочине – и встречные, и попутные (см. картинку).

С парковки

На основании п. 1.2. Правил, под парковкой или парковочным местом рассматривается специально оборудованная зона, являющаяся частью дороги и непосредственно примыкающая к тротуару или обочине, служащая для стоянки автомобилей на платной или бесплатной основе (по решению собственника).

Здесь же, в п. 1.2. Правил, дано определение, что такое прилегающая территория – это зона, непосредственно прилегающая к дороге и не служащая для сквозного движения ТС.

Парковка обозначается информационным знаком 6.4., который может применяться совместно с информационными табличками, регламентирующими способ постановки ТС (. – .).

При начале движения с парковки действует общее правило выезда с прилегающих территорий – то есть автомобилист должен уступить дорогу всем, кто находится на основной проезжей части – велосипедистам, гужевым повозкам, механическим ТС и др.

Требование, предусмотренное в п. 8.1. Правил, также действует – то есть необходимо подавать соответствующий сигнал о повороте.

С изменением направления пути

Под изменением направления движения понимается разворот. Выполнять данный маневр необходимо, убедившись в отсутствии помех для других участников движения и в его безопасности.

Главное требование перед осуществлением разворота – необходимость включения левого сигнала поворота. Если сигналы не работают, следует подавать жесты руками (см. ниже).

Если водитель движется по многополосной дороге, для данного маневра нужно занять соответствующее крайнее местоположение (левое) (п. 8.5. Правил). Исключение – если знаки ., . или разметка . гласят о необходимости осуществлять разворот с какой-либо полосы.

Водителю также следует обратить внимание на наличие попутных трамвайных линий, расположенных на одном уровне с дорогой (не выше и не ниже). Если нет . и ., то разворот нужно осуществлять именно с попутной трамвайной линии.

Дальнейший порядок действий зависит от того, где совершается маневр – вне перекрестка или в его пределах:

  • в 1-м случае уступить дорогу нужно попутному трамваю и встречным ТС (п. 8.8. Правил);
  • во 2-м случае все зависит от того, какой перекресток – регулируемый или нерегулируемый, поэтому уступать нужно всем тем, кому уступается дорога согласно правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков при повороте налево (к примеру, при развороте на светофоре нужно уступать встречным машинам и трамваю, если для него горит основной зеленый сигнал).

При подъеме

Крутые подъемы и спуски обозначаются, соответственно, предупреждающими знаками . и .

Каких-либо особых предписаний относительно порядка движения на подъемах и спусках Правилами не установлено. Единственное, на что следует обратить внимание – ситуация, когда встречный разъезд на подъеме или спуске затруднен (например, при наличии узкой проезжей части).

В таком случае, на основании п. 11.7. Правил, уступать дорогу должен тот водитель, который движется на спуск. Тот, кто находится на подъеме, будет иметь приоритет.

Жесты руками

Фото 2

П. 8.1. Правил обязывает автолюбителей подавать сигналы поворотниками при выполнении соответствующих маневров (поворот налево, направо, разворот, съезд или начало движения от обочины и др.).

Однако поворотники могут отсутствовать или быть неисправными – например, по причине перегоревшей лампочки. В таком случае, следует открыть водительское или пассажирское окно и приготовиться к подаче жестов рукой.

Для сигнализирования рукой об осуществлении поворота влево следует:

  • либо полностью вытянуть из водительского окна левую руку, не согнутую ни под каким углом;
  • или же попросить пассажира вытянуть в пассажирское окно правую руку, согнутую в локте под 90-градусным углом вверх (см. картинку).

Сигнал об осуществлении правого поворота подается в аналогичном порядке:

  • вытянутая водителем в свое окно левая рука, согнутая в локте на 90 градусов;
  • или вытянутая пассажиром правая рука, не согнутая ни под каким-либо углом.

Если необходимо уведомить других участников езды о торможении, необходимо поднять левую или правую руку (неважно) вверх.

Что запрещено делать

При начале движения ТС запрещено выполнять следующие действия:

  • начинать движение, не убедившись в соответствии ТС Основным положениям по допуску транспортных средств…;
  • вводить других участников автомобильного движения в заблуждение сигналами поворота – например, поочередно включать то левый, то правый поворотник или включать левый поворотник, а поворачивать при этом направо;
  • выполнять разворот в местах, где это запрещено соответствующим знаком или п. . Правил – то есть на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, эстакадах, в местах остановки городского транспорта и др.;
  • выполнять движение задним ходом на перекрестках и там, где запрещен разворот;
  • осуществлять поворот таким образом, при котором автомобиль окажется на полосе встречного движения (п. 8.6. Правил).

Вопросы и ответы

Водитель легкового автомодиля ехал в крайнем правом ряду и приготовился к перестроению в средний ряд. Обзоначил левый поворот и остановился, пропуская машины в среднем ряду. По среднему ряду двигался автобус. Он опердил легковой автомобиль примерно на 2/3 корпус и начала поворот налево. И не рассчитав боковой интервал, при осуществлении поворота, задел своей задней частью левое переднее крыло легкового автомобиля.

Вопрос: кто виновать?

Видео с регистратора легковушки https://youtu.be/qa2-b9vipSU

Эксперт:


Он опердил легковой автомобиль примерно на 2/3 корпус и начала поворот налево. И не рассчитав боковой интервал, при осуществлении поворота, задел своей задней частью левое переднее крыло легкового автомобиля.
Александр Крутиков

Судя по видео легковой автомобиль уже заехал на полосу, по которой двигался автобус, поэтому формально получается, что легковой автомобиль не пропустил автобус, который двигался по своей полосе, в связи с чем и произошло ДТП. На мой взгляд виноват именно водитель легкового автомобиля.

То есть нарушен п.8.4 ПДД.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 10.09.2016) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности… ПДД РФ, 8. Начало движения, маневрирование
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

С Уважением.
Васильев Дмитрий.

Эксперт:

Считаю, что виновником является авто, т.к. не убедился в безопасноти маневра, создал помеху автобусу.

Согласно ПДД РФ, 8. Начало движения, маневрирование

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Эксперт:

На мой взгляд вина будет обоюдной. Водитель легкового автомобиля завехал на полосу движения автобуса и тем самым не пропустил его, чем нарушил

ПДД РФ
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

В момент заезда на полосу движения автобуса, последний ехал без изменения направления движения.

Но водитель автобуса не рассчитал траекторию поворота и тем самым нарушил

ПДД РФ
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Эксперт:
Судя по видео легковой автомобиль уже заехал на полосу, по которой двигался автобус, поэтому формально получается, что легковой автомобиль не пропустил автобус
Васильев Дмитрий

На первый взгляд все верно, автобус на своей полосе.

Но с другой стороны этот автобус и при маневрировании водитель любого транспортного средства, и тем более автобуса перед перестроением (именно это стал делать водитель автобуса) должен учитывать обстановку на дороге.

8. Начало движения, маневрирование

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Кроме того, водитель автобуса до того как начать совершать свой маневр видел автомобиль, которые пытался перестроиться, проехал частично мимо него и знал, что справа уже стоит другой автомобиль. То есть для него это не было неожиданностью. При соблюдении правил пункта 8.7. должен был учитывать расположение транспортных средств на дороге.

Эксперт:
Но в таком случае ситацию можно трактовать как взаимное перестроение, тк автобус нанес удар именно вследствии осуществления поворота налево.
Александр Крутиков

Александр, никакого взаимного перестроения здесь нет, в первую очередь правила нарушает водитель легкового автомобиля, так как уже находится на полосе движения автобуса и тем самым создает ему помеху.

Налицо нарушения именно водителем легкового автомобиля пункта 8.1 ПДД

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой.При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. То есть для него это не было неожиданностью. При соблюдении правил пункта 8.7. должен был учитывать расположение транспортных средств на дороге.
Рыганов Игорь Владимирович

Так автобус то занял необходимое расположение на проезжей части, а завершить маневр ему помешал именно легковой автомобиль который в нарушение ПДД занял чужую полосу движения

Эксперт:

Считаю, что нарушил ПДД водитель легкового автомобиля, так как при перестроении не оценил дорожную обстановку (перестроение начал, но завершить не смог, так как на соседней полосе находились транспортные средства).

Начинать перестроение необходимо либо если оценив дорожную обстановку уверен, что перестроишься на соседнюю полосу либо необходимо остановиться на своей полосе и ждать когда такая возможность появится.

П. 9.7 ПДД

Если проезжая часть разделена наполосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Водитель легкового автомобиля не перестраивался, он стоял на линии разметки, что запрещено правилами.

Водитель автобуса же имел право перестроиться, а задел легковой автомобиль, так как он находился между полос.

Эксперт:

Александр!

Согласно ПДД:

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам.
Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

В свою очередь, под перестроением понимается —
выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

То есть само по себе нахождение на линии разметки во время ДТП не является нарушением. Но так как перестроение — это маневр, то тут весь вопрос в том, почему Вы не завершили маневр.

Согласно п.8.1 ПДД, если полоса была занята, то начинать маневр нужно только дождавшись, когда маневр не будет создавать никакой опасности для остальных участников движения и только потом начинать перестроение.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

То есть, выезжать Вы не должны были пока не закончатся машины слева или Вас кто-нибудь не пропустит.

Можно попробовать сделать упор на следующее:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

На видео не видно, что делал автобус, когда Вы начинали маневр. Учитывая, что он также совершал перестроение налево, он должен был Вас пропустить.

Полагаю Ваша позиция должна быть следующей, Вы показали поворот налево, автобус также показал поворот налево и остановился пропуская Вас. Вы начали перестроение и выехали на разделительную полосу. После чего, автобус в нарушение правил передумал Вас пропускать, в результате чего во время перестроения допустил столкновение с Вашим авто.

Но тут нужны «свидетели», поскольку видео не дает возможность получить однозначное мнение.

В остальных «вариантах», спорный вопрос. Скорее соглашусь с коллегами, считающими, что виноват водитель легкового авто. Хотя может быть и обоюдка.

Эксперт:
На полосе движения может быть, что угодно. Это препятствие. Но, если водитель автобуса это видел он должен был учитывать это, так как, если бы на автодороге находился пешеход, пусть и нарушивший правила дорожного движения. Это не важно.Водитель автобуса, зная, что на дороге имеется препятствие, которое было создано до того как он подъехал к автомобилю, и он видел это препятствие, то есть должен был учитывать. Водитель автобуса продолжил движение при наличии опасности дорожно-транспортного происшествия, не учел его и совершил дорожно-транспортное происшествие.
Рыганов Игорь Владимирович

Совершенно верно. Автомобиль в контексте ПДД конечно не препятствие и и нарушение его в том что он создал помеху движению автобусу по своей полосе есть. Но уважаемые коллеги на мой взгляд не учитывают причинную связь в действиях обоих участников. В причинной связи с ДТП действия только водителя автобуса и никак иначе. Никакой вины водителя автомобиля в ДТП нет. При этом замечу, что если бы не было видео с регистратора — виновным бы однозначно признали водителя легкового автомобиля — именно по причинам, которые подробно описали коллеги.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://avtopravozashita.ru/pdd/nachalo-dvizhenija-po-pdd.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий